03.10.2017 | 10:00

Залы ожидания Ярославского и Ленинградского вокзалов превратились в выставочное пространство

Залы ожидания Ярославского и Ленинградского вокзалов на четыре месяца превратились в выставочное пространство. Теперь пассажиры, ожидающие поезда, могут изучить историю возникновения железных дорог в России. Это совместный проект РЖД и Государственного исторического музея. Репортаж Антона Николаева.

Пассажиры Ярославского вокзала Москвы стали свидетелями открытия выставки, которая рассказывает историю возникновения железной дороги в России. Это совместный проект РЖД и Исторического музея. Последний − предоставил для экспозиции гравюры XIX века, с которых были сделаны высококачественные репродукции. Выставка приурочена к 180-летию железных дорог в России.

Ярославский вокзал − один из самых красивых. Он строился в конце XIX - начале XX века. Тогда железные дороги еще не были привычным средством передвижения, само путешествие на поезде воспринималось как яркое событие жизни. К примеру, пассажиры первой в России царско-сельской железной дороги, открытой в 1837-м, часто ездили на поезде не для того, чтобы добраться из Петербурга в Царское Село или наоборот, а катались просто так, как на аттракционе.

Первыми посетителями выставки, посвященной истории российских железных дорог, стали пассажиры. Здесь − вся история железных дорог, начиная от видов вокзалов и мостов, заканчивая официальной хроникой. Например, встреча на вокзале императора Александра II.

«Всегда масса людей приходила на вокзал встречать императора, смотреть, как происходит эта встреча, приходили официальные лица. Все это было обставлено торжественно и красиво. Мне кажется, такой традицией осталось до сих пор встречать официальные лица на железнодорожных вокзалах», − считает заведующая отделом книжного фонда Государственного исторического музея Елена Лазоренко.

Некоторые гравюры рассказывают о работе железнодорожников в сложных погодных условия. Эти снеговые заносы, похожие на Альпы, образовались в 1880 году на Оренбургской железной дороге. Высота сугробов в 2-3 раза превышала высоту состава. Железная дорога, построенная на льду, в зимнее время соединяла Ораниенбаум и Кронштадт.

Бытовая сценка, но такое можно увидеть и сегодня − во время остановки поезда небогатые поселяне предлагают пассажирам всевозможные товары. В XIX веке эти гравюры печатались на страницах журналов «Живописная Россия», «Всемирная иллюстрация» и «Русская старина».

«Во многом те города, которые сегодня стали центрами целого ряда регионов, стали таковыми именно потому, что в середине XIX века был скачок в истории развития железных дорог», − статс-секретарь - вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков. 

Российская железная дорога по протяженности входит в тройку крупнейших в мире. И по-прежнему играет важную роль, связывая воедино большую страну. Кстати, выставку можно будет увидеть не только в Москве, но и на вокзалах Адлера, Архангельска, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска и других городов.

Новости культуры