14.07.2010 | 19:36

Проблемы отечественной анимации: что делать и кто виноват?

Говорят, что в век 3D-технологий и Интернета познание мира маленького человека начинается с анимации – то есть со старого доброго мультфильма. От того, что  увидит ребенок на экране, будут зависеть его нравственные и культурные ориентиры. Похоже, что сейчас эти ориентиры активно диктует западная анимационная продукция, потому что отечественная мультипликация переживает не лучшие времена.
На студии «Пилот», которой в этом году исполняется двадцать лет, практически остановлен проект «Гора самоцветов». Начавшийся при полной поддержке государства, он не получает финансирования уже семь месяцев. Такое положение вызвало серьезный отклик всего кинематографического сообщества. Режиссеры анимационного кино, художники и продюсеры собрались за круглым столом для обсуждения сложившейся ситуации. Рассказывают «Новости культуры».

Нота печали была главной за круглым столом российских мультипликаторов. Прекращение государственного финансирования «Горы самоцветов» стало катализатором для обсуждения проблем, давно знакомых, во многом риторических, но остающихся без решений.

«То, что мы жалуемся друг другу и вам, это жутко жалкая ситуация. Да, у нас переходный период. Но мы очень много потеряли, пока переходили. Исчезла школа», – говорит режиссер-аниматор Гарри Бардин.

Перечень того, чего не хватает отечественной мультипликации, впечатляет. Нет должного финансирования. Нет внятной государственной политики в отношении всех этапов мульт процесса – от подготовки кадров до законодательной поддержки проката и эфирной доли на телевидении. Нет четких критериев, чтобы аниматоры могли разобраться, какие проекты государство готово финансировать, а какие – нет. Нет и должных объемов продукции. Если вдруг – даже гипотетически – все телеканалы захотят показывать современные российские мультики, их хватит всего на несколько дней.

«Мы стоим в самой середине пустыни и кричим туда же, в нее же. Пустыня от этого не меняется», – замечает режиссер-аниматор Эдуард Назаров

Чтобы выйти из кризиса, необходимо разработать комплексный, системный подход к решению проблемы. В котором должно участвовать и профессиональное сообщество, и государство.

«Регулятор должен находится вне сообщества и пользоваться некими глубинными интервью с представителями сообщества. Для того, чтобы эти критерии выработать максимально объективно», – считает продюсер Сергей Сельянов. 

«Любая система распределения порочна. Я бы предложил модель, когда какие-то небольшие суммы распределялись бы на производство пилотов. По достаточному количеству студий», – замечает продюсер Дмитрий Азадов. 

Где наши мультики? Ответ на этот вопрос теряется в запутанном лабиринте проблем, очень похожем на замкнутый круг. Приостановка производства «Горы самоцветов» – лишь один из симптомов неблагополучия отечественной мультипликационной сферы.  Российская анимация сегодня напоминает своих персонажей из прошлого, золотого века. Все помнят, как в известном мультфильме барон Мюнхгаузен вытаскивал себя за волосы.