15.07.2010 | 12:38

Выставка "Содружество" - к 90-летию музея "Новый Иерусалим"

Художник создает произведение искусства, музей делает его доступным зрителю, а реставратор дает «вторую жизнь». Сотрудничеству всех участников этой «цепочки» посвящена выставка «Содружество» в музее «Новый Иерусалим». Она открывается в год 90-летия музея и подводит итог собирательской работе его сотрудников. Пополняя коллекцию, они зачастую переписывают историю отечественной живописи ХХ века. Рассказывают «Новости культуры».

Александр Поманский, Дора Гуревич, Алексей Боручев – эти имена только теперь входят в научный оборот, и в этом нет вины художников. В 1920-е – 1930-е годы многих из них считали формалистами, и художники были вынуждены писать для себя. Они прятали свои работы от посторонних глаз, ведь за них можно было поплатиться жизнью. Музей «Новый Иерусалим» стал собирать коллекцию живописи первой половины ХХ века лишь в 1970-е годы. Работы приобретались у родственников, их дарили наследники. Открытием для сотрудников стали ранние картины Николая Лакова, из которых уцелели единицы.

«Он был учеником Родченко, работал в направление супрематизма в ранних работах. Он был связан с этим направлением. Где-то с конца 1930-х годов он уже обращается к фигуративу, но явно не забывая уроки авангарда. В более позднее время, ближе к 1950-м годам, он практически уничтожил все свои ранние работы», – рассказывает куратор выставки Людмила Денисова.
 
Еще одно неизвестное имя – Николай Витинг – ученик Александра Шевченко. Оба входили в объединение «Цех живописцев» и стремились соединить несоединимое – классический сюжет с формальным языком авангарда. Загадкой для искусствоведов остается Алексей Борычев. Картины этого мастера поступили в Музей из РОСИЗО и были найдены на таможне. Однако до сих пор неизвестны ни отчество автора, ни дата рождения.

Акварельный портрет спасла от гибели реставратор Лидия Куликова.

«Это произведение сделано на толстой акварельной бумаге. Все было порвано по краям, имело загрязнения. Оно было свернуто в трубку и вид представляло плачевный», – говорит она.
 
Пока удалось распрямить лист и очистить его от загрязнения. Но, чтобы закончить реставрацию, потребуется помощь Центра Грабаря, где есть все необходимые технические средства. В ужасном состоянии попала в музей и картина Ольги Соколовой. Она была написана на трех сшитых холстах, впоследствии порезана автором на части и снова сшита на новом холсте. Чтобы воссоздать картину, Ирина Владимирова и Максим Григоров трудились целый год.

«Помимо технической реставрации, нужно было разобраться с авторским замыслом, чтобы картина не выглядела абсолютно новой. Разобраться в том, какой она была до авторских правок и после них. Потому что многие авторские правки лежали на красочном слое и искажали фрагментарно первоначальный колорит», – замечает Максим Григоров. 

Потребовалась реставрация картинам Александра Волкова, автора знаменитой «Гранатовой чайханы», и произведениям Бориса Чернышева, которые в дар музею передала его дочь.