15.07.2010 | 13:34

Танцевальная арифметика в летней школе "ЦЕХ"

140 преподавателей за 144 дня обучили четыре тысячи студентов техникам современного танца. Итоги, которые подвела к своему десятилетию летняя школа танца «ЦЕХ», впечатляют. Но кроме количественных показателей, есть и качественные - в лабораториях и мастер-классах этого уникального образовательного проекта воспитано целое сообщество. Сообщество тех, кто способен исследовать, преподавать, ставить и учиться, учиться и еще раз учиться. Рассказывают «Новости культуры».

В московском ДК «ЗИЛ» - ни одного пустого класса. В каждом – движение: лаборатория, композиция, импровизация, репертуар, йога - так называются местные дисциплины. Здесь учат осознавать свое тело.

Думать телом не так-то просто, - утверждают преподаватели современного танца. Иногда приходится и голову отключить. Джудит Санчес Руис учит своих студентов чувствовать естественный вес тела, придавать ему ускорение, правильно падать.

«Мы обращаемся к основам. С чего начать импровизацию, как освободить тело от привычек, привитых образованием, и научиться извлекать оригинальные движения из глубины своего опыта», - рассказывает танцовщица, преподаватель Джудит Санчес Руис из США.

Контактной импровизации она училась из первых рук – у известного американского хореографа Триши Браун и венесуэльца Дэвида Замбрано. А до того окончила Национальную школу искусств в Гаване, танцевала в Барселоне, Амстердаме, Париже, Нью-Йорке. В этом году профессиональное издание «Dance magazine» включил ее в престижный список «25 танцовщиков, которых необходимо увидеть». У московских учеников Руис такой шанс есть. Благодаря собственным вложениям и западным грантам. Летней школе танца «ЦЕХ» - 10 лет, и все это время государство никак не решится современный танец поддержать. В стране классического балета – он - маргинал.

«Денежной заинтересованности нет, поэтому профессией считать это сложно, все на уровне субкультуры происходит. Как десять лет назад, так и сейчас», - отмечает преподаватель Евгений Панкратов.

Евгений Панкратов родился в Петрозаводске, современному танцу учился в Германии, в том числе, в театре танца Вупперталь у Пины Бауш. В его классе – в основном, начинающие. У Франческо Скаветта – продвинутые. Под руководством итальянского мастера они перекатываются по полу, как капля, потягиваются, как во сне.

«Мы начинаем медленно, - поясняет Франческо Скаветта. - Освобождаем каждый сустав, разминаем каждую мышцу. Тело нужно подготовить так, чтобы движение растекалось по нему беспрепятственно».

Движение должно идти от центра и разливаться по всему телу, - учит Скаветта. Ум должен быть расслаблен, а тело готово удивляться. Свою лабораторию на летней школе танца «Цех» Скваветта так и назвал «Удивленное тело».

«Реакция интересует меня больше, чем действие. Это мой ответ на вопрос – откуда движение берет начало: не от головы, а от тела, которое реагирует на окружение», - добавляет Франческо Скаветта.

До конца июля здесь, в ДК «ЗИЛ», преподаватели из Германии, Дании, Испании, Италии и Нидерландов, Швеции, Финляндии, Франции и США будут продолжать учить современному танцу российских слушателей.