15.07.2010 | 19:34

Культурная программа на фестивале "Золотой абрикос"

«Золотой абрикос» потчует гостей не только плодами местного кинопроизводства. Фестиваль в Ереване уже в седьмой раз предлагает киноманам изысканные блюда от ведущих кинематографистов мира. Тем же, в свою очередь, предоставлена возможность познакомиться с уникальными произведениями – и даже явлениями - армянской культуры. Съемочная группа «Новостей культуры» стала участником не только кинопоказов и мастер-классов, но и самых интересных событий культурной программы фестиваля «Золотой абрикос».

Теодорос Ангелопулос впервые в Армении. Приехать сюда его уговорили соавторы сценария последнего фильма – «Пыль времени» Тонино Гуэрра и живущий в Греции армянин Петрос Маркарис.

«Мир меняется. Мое поколение начало работу в кинематографе в эпоху подъема. А сейчас в кино – кризис. И не только финансовый, прежде всего кризис ценностей», - уверен режиссер Теодорос Ангелопулос.

Какого ответа ожидать от режиссера, который еще с 60-х обличает болезни эпохи. Вспомнить хотя бы его знаменитого «Пчеловода» – фильм о потере связей между поколениями – ленту покажут в ретроспективной программе фестиваля. Правда в конце беседы Ангелопулос оптимистично заметил – все движется по спирали, а значит, искусство скоро ждет новый подъем.

Кшиштоф Занусси все это лето на фестивалях. Вот и на этот раз торопится на очередную пресс-конференцию. Его фильм «Повторный визит» - в программе «Ереванские премьеры». Режиссер возвращается к героям своих фильмов 70-х годов – «Семейная жизнь», «Камуфляж», «Константа» – как они жили эти 40 лет, что стало с ними.

Новое поколение мировых режиссеров на фестивале представляет кореец Ли Чан Донг. В мае его фильм «Поэзия» был в основном конкурсе Канн. Долгое время Ли Чан Донг был писателем, потом министром культуры Южной Кореи, а теперь занимается исключительно режиссурой. Он снял всего пять фильмов, но уже может похвастаться призами Венецианского и Каннского фестивалей. «Режиссура – это моя судьба. Создание фильмов и писательство очень похожи в своей сути. Здесь я тоже открываю своя душу аудитории, только другим способом», - объясняет Ли Чан Донг.

Культурная программа фестиваля не обходится без посещения армянских церквей. Эйчмиадзин – первый христианский храм на территории Армении. Он появился в начале четвертого века. Сначала здесь был царский дворец, а сейчас – резиденция главы армянской церкви. Здесь - крест армянского царя Ашота Железного, в нем есть кусок – частица святого креста – десятый век. Святой Герард – копье, которым центурион ранил Христа – одна из главных святынь армянской церкви хранится в музее Эйчмиадзина. Другой экспонат - по предания - дал святому Иакову сам Иисус во время видения.
 

Хачкары – памятники с резным изображением креста – уникальная армянская традиция. В Эйчмиадзин их привозили из всех частей Армении. Каждый каменный крест должен быть уникален, повторы не допустимы. В древние времена хачкары обычно устанавливались вдоль дорог – при монастырях и храмах когда-то существовала традиция, если у семьи не было детей, они могли усыновить хачкар.

Церковное пение – еще одно уникальное для Армении явление. Первые шараканы – церковные гимны – придумали отцы национальной церкви в пятом веке. Эта традиция развивалась вплоть до Средневековья. «Если средневековая армянская церковь употребляла систему музыкальных знаков, и этими знаками была нотирована армянская духовная музыка. Во время позднего Средневековья авторов, которые знали эти хазы, стало очень мало, отсюда возник устный способ передачи», - рассказывает художественный руководитель ансамбля монастыря святого Гегарда (Армения) Мгер Навоян.

Только в XIX веке духовная музыка была вновь нотирована. Вместе с народной музыкой она стала основой классической армянской музыки. Сегодня в стране - множество женских хоров. Один из лучших – ансамбль церкви святого Герарда - уже в этом году они дважды победили на фестивалях духовной музыки в Белоруссии и Польше.

Все материалы темы>>>