16.07.2010 | 11:23

Печать. 16 июля 2010

 Чехов как символ бесконечности – балет Начо Дуато стал финальной точкой фестиваля, посвященного русскому классику. «Копирайт вместо музыки» - Алексей Рыбников размышляет о кризисе идей и коммерциализации творчества. Таковы некоторые герои и темы сегодняшних газет. Подробности – у «Новостей культуры».

 

***

Чеховский фестиваль завершает хореограф, чьи балеты украшают репертуар ведущих мировых трупп. Имя Начо Дуато, гремящее по всем континентам, долгое время оставалось неизвестно в России - пока прошлым летом Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко не рискнул поставить на своей сцене его ранний балет — «Na Floresta». Спектакль стал гвоздем сезона. Однако проницательные руководители Чеховфеста еще раньше успели договориться с испанцем об оригинальной постановке на чеховскую тему. Начо Дуато подошел к заданию основательно: ездил по чеховским местам проникаться духом классика. Погрузился в дневники писателя. И - привез в Москву балет «Бесконечный сад». «Никакого отношения к чеховскому «Вишневому саду» мой балет не имеет», – говорит маэстро. «Врач и писатель Артур Шницлер, современник Чехова, назвал человеческую душу пространной землей. Это та самая пространная земля, которой Чехов посвятил всю свою жизнь, созерцая, описывая и возделывая ее с тщательностью и заботой садовника. Название балета «Бесконечный сад» перекликается именно с этим образом» . Подробнее о московской премьере Национального театра танца Испании в - «Коммерсанте Weekend».
 

***

 Алексей Рыбников 17 июля отметит 65-летие. В преддверии юбилея композитор, чьи мелодии – и в том числе саундтреки к кинофильмам – стали культовыми, дал большое интервью «Известиям». «В молодости я брался за любую работу, но каждый раз писал произведение как последнее. Фильм может быть любым, но если в титрах стоит моя фамилия, то музыка должна быть определенного уровня, ниже которого опускаться нельзя.
Не секрет, что в современном кино нередко в качестве саундтрека используют анонимные звуковые формулы, за копейки взятые из банка данных. С точки зрения Рыбникова - это чудовищно. К примеру, в «Аватаре» звучит ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир». Создается некий коммерческий продукт, который должен делать сборы. А продвигать новые сочинения всегда рискованно… О Вознесенском, о своих любимых режиссерах, о том, как спасли «Юнону и Авось», об учителе Араме Хачатуряне юбиляр говорит на страницах сегодняшних «Известий.
 

И здесь же, в «Известиях», известный критик Ирина Петровская подводит итоги минувшего телесезона, что называется, с прицелом на будущее. Хотя топ-менеджеры каналов до последнего хранят свои планы в глубочайшей тайне, дабы конкуренты раньше времени не пронюхали у своих «заклятых друзей» плодотворные идеи, пригодные для копирования и размножения. Одна надежда - на прославившегося своими пророчествами осьминога Пауля. Спросить бы головоногого провидца, что сезон грядущий нам готовит?
Из того, что можно вспомнить, украсившие эфир фильмы Леонида Парфенова, отдельные документальные удачи других авторов на всех каналах и прорвавшуюся в эфир канала «Культура» «Катынь», но это все редкие жемчужины в общей массе. Сама Петровская – в отличие от смышленого моллюска – прогнозов не предлагает. Вывод известного телекритика сводится к банальному «Поживем – увидим».