16.07.2010 | 11:53

Пожар в Центре Грабаря: невозможное стало реальностью

Погибли люди, возможно, утрачены художественные ценности. Осознав масштаб и драматизм пожара в Центре имени Грабаря, удивляешься тому, что такое в принципе оказалось возможным. Ведь в этом учреждении меры предосторожности и техника безопасности были почти образцовыми, судя по сведениям тех дней, когда реставрационные мастерские, прежде разбросанные по нескольким столичным церквям, переехали в специально оборудованное здание на улице Радио.  

Реставраторам Отдали бывший ангар Центрального аэрогидродинамического института. Там, где кроили из метала крылья и фюзеляжи, стали реставрировать полотна-гиганты. Центр Грабаря нередко сравнивали со знаменитым Помпиду. Незыблемые несущие конструкции, стеклянные павильоны, необъятные площади. Казалось бы, при подобном развитии событий единственный в России научно-методический центр в области реставрации, в котором проводят научную экспертизу произведений искусства и их реставрацию, получил все, что нужно, и все темные полосы его истории остались позади. Об этом наперебой рассказывали средства массовой информации, ссылаясь на высокопоставленных лиц, – о современной противопожарной системе и системе сигнализации. Ведь в Центре возвращают миру действительно уникальные исторические ценности. За девять с небольшим десятилетий существования Центра его сотрудники восстановили более пятидесяти тысяч произведений.

Предполагается, что эвакуированные предметы искусства будут размещены в хранилищах столичных музеев, которые предложили свою помощь. Съемочная группа «Новостей культуры» постоянно находилась на месте события. 

Часть отсыревших полотен выносят прямо во внутренний двор. Тут уж не до сортировки. Современную живопись и классику складывают вместе. В такой суматохе сотрудники Центра и сами не могут понять, где и что.

До коллекции деревянных скульптур, которые хранились на втором этаже, пока добраться не могут. Пока тлеют перекрытия, подниматься туда опасно. О судьбе псковских икон, которые совсем недавно привезли на реставрацию, тоже ничего неизвестно. Реставрационный центр имени Грабаря – один из крупнейших в России. Тут работали и с холстами, и с иконами, и со старинной мебелью.

«У нас вещи из разных музеев. Из провинциальных музеев. Гравюры, лубки, танки (восточная живопись) и еще много чего», – говорит заместитель директора Центра имени Грабаря Евгения Перова.

Сейчас спасают работы, которые находились в нескольких помещениях на первом этаже. Дальше специалистов не пускают пожарные. Для большинства сотрудников это не только потеря рабочего места. У реставратора Максима Вудрина в огне сгорели все документы.

«Народ начал спасать не только себя. Кто что мог вытащить из картин, тот успел», – рассказывает он.

Сегодня разборы завалов продолжатся, а специальная экспертная комиссия оценит ущерб и составит список уцелевших произведений искусства. Затем их развезут по московским музеям. Во всяком случае, до тех пор, пока у Центра не появится новое здание.

Все материалы по теме>>>