17.07.2010 | 22:10

Алексей Рыбников: "Никогда не лгать самому себе"

Поздравления с 65-летием принимал сегодня композитор, народный артист России Алексей Рыбников, автор музыки для «Юноны и Авось». Разрешение на выпуск альбома с этим неудобным для советской идеологии произведением было буквально вырвано у министерства культуры через суд. Дело было выиграно, и альбом прогремел, как того заслуживал. История вполне в духе Алексея Рыбникова. О масштабе его творчества свидетельствует общий тираж записей его музыки – больше десяти миллионов экземпляров. Композитора поздравили с юбилеем президент России и председатель правительства. Глава государства подписал указ о награждении Алексея Рыбникова орденом Почета. Рассказывают «Новости культуры».

«Мне интересно самому посмотреть, что я в двадцать три года написал», – признается композитор. «Каким я был, таким и остался», – констатирует он. Само письмо особенно не изменилось, да и отношение к музыке и к жизни – тоже.

«Никогда не лгать в творчестве, никогда не лгать самому себе, потому что обмануться очень соблазнительно – поверить в то, что ты делаешь что-то очень хорошее, а на самом деле это не очень хорошее», – поясняет Алексей Рыбников.

Он учился у Арама Хачатуряна. Окончив консерваторию с красным дипломом, он стал ассистентом Арама Ильича. Но однажды Хачатурян спросил ученика: «Ты не чувствуешь, что преподавание сушит композитора? Композитор должен быть молодым и дерзким». Все, дерзкий Рыбников ушел из консерватории, но запомнил на всю жизнь: мужество и терпение вместе с вдохновением  составляет основу этой странной профессии – композитор.

«Такое неслыханное терпение, неслыханная стойкость и усидчивость. Мой учитель Хачатурян спрашивал: "Сколько тонн бумаги исписали, а потом выкинули?". Вот, умение делать работу, а потом от нее отказываться», – подчеркивает он.

Алексей Рыбников всегда делал работу, которая приносила ему удовлетворение. Первые шаги в кино принесли ему успех. Песни из «Большого космического путешествия» пела вся страна. Пластинки разошлись тысячами экземпляров.

Однако всесоюзную популярность Рыбникову принес спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Комиссия не принимала постановку Марка Захарова одиннадцать раз. Зато зрители смотрели оперу восемнадцать лет.

Следующая работа Марка Захарова, Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского – «Юнона и Авось», 1981 год. Рыбников в одной партитуре соединил стилистику рок-музыки и духовные искания. После гастролей театра «Ленком» на Западе одна из немецких авторитетных газет отозвалась рецензией.

«Они написали –  почему меня вызвали потом в горком КПСС – буквально следующее: что "религия в Советском Союзе полностью разгромлена, и единственное религиозное питание молодежи осуществляет сейчас Театр Ленинского комсомола". Очень красивая фраза. Я ее запомнил и выучил наизусть», – вспоминает Захаров.

Еще одной совместной работой Марка Захарова и Алексея Рыбникова стал фильм «Тот самый Мюнхгаузен», в котором прозвучала знаменитая фраза и знаменитая финальная тема.

Кризисные девяностые даже признанного Алексея Рыбникова заставили поверить, что его творческий путь завершен. Но в кино его вернул молодой режиссер Николай Лебедев с фильмом «Звезда».

На концертную сцену Алексей Львович вернулся сам. Его Пятой симфонией продирижировал Теодор Курентзис, Шестой – Валерий Гергиев. И хотя недавно Алексей Рыбников снова поработал над музыкой для кино («1612» и «Поп» – две работы с Владимиром Хотиненко), он привык писать не по заказу. 

Премьеры свои не любит. Говорит, что в это время ездит на машине, а жена присылает ему sms  – как все прошло. А еще ученик Арама Хачатуряна по-прежнему отказывается от преподавания.

«Сейчас, наверное, уже можно, но у меня почему-то внутри ощущение очень молодого человека. Можно еще придумывать, дерзать», – признается композитор.

Впрочем, все дерзания Алексея Рыбникова, несмотря на его тягу к экспериментам, всегда только в одном направлении – в котором композитор никогда не лжет самому себе.