17.07.2010 | 22:14

"Русалочка": из Копенгагена в Москву

Театр Станиславского и Немировича-Данченко стал местом встреч всемирно знаменитых хореографов. На вчерашнюю премьеру балетов Иржи Килиана пришли сразу два мэтра – Джон Ноймайер и Начо Дуато. Каждый приложил свою руку к репертуару труппы музыкального театра, которая вышла на высокий европейский уровень. Дуато займется здесь очередной постановкой будущей весной. Ноймайер уже сейчас начинает второй заход и ставит новый спектакль – вернее, переносит свой последний шедевр, «Русалочку», из Копенгагена в Москву. Рассказывают «Новости культуры».

Труппа еще не пришла в себя после премьеры Килиана, а Джон Ноймайер уже проводит кастинг и первые репетиции «Русалочки». Он не только постановщик, но и художник костюмов. Лично ведет примерку, каждая деталь для него имеет значение.

«Я не могу сказать точно, сколько костюмов. Никогда не помню цифр и дат. Ценно то, что здесь нет кордебалета, здесь нет двадцати пяти одинаковых платьев. Каждое сшито индивидуально», – подчеркивает Ноймайер.

Из шестидесяти семи он выбрал трех балерин на главную партию. Ася Першенкова танцевала в «Чайке» Нину Заречную, теперь исполняет роль Русалочки. Сконцентрироваться на себе, а не следить за лицом Джона, на кастинге стоило усилий.

«Надо уйти в себя, быть предельно собранной и просто выполнять то, что тебя просят», – говорит Ася Першенкова.

Валерия Муханова тоже танцевала в «Чайке». Три года назад, когда она только пришла в театр, Ноймайер дал ей главную партию и не ошибся. Теперь балерина ведет весь современный репертуар. Впрочем,  легкой жизни хореограф ей не обещает. 

«Мне кажется, будет тяжело, потому что роль очень серьезная. Та, под которой я подписана», – признает солистка.

«Чайка» Ноймайера стала отправной точкой в театре. Труппа рванула вперед с космической скоростью. За Ноймайером пришли Начо Дуато и Иржи Килиан. В репертуаре появились балеты, о которых мечтает любая труппа. «Русалочка» – новый виток в отношениях театра и хореографа первой мировой десятки.

«Эта сказка для взрослых, грустная сказка, серьезная история, нам очень нужна. Для артистов это будет очередная задача – попробовать сыграть эту историю», – заверяет начальник отдела по зарубежным связям Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Черномурова.

Появление в театре Ноймайера – стимул для артистов. Они приходят в класс без опозданий, несмотря на жару и конец сезона. Для многих это шанс выйти из тени.

«Конечно, люди устали, но интерес и любовь к тому, что они делают, дает им возможность держаться на плаву», – замечает художественный руководитель балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Сергей Филин.

Это уже четвертая постановка «Русалочки». Первую версию в 2004 году Ноймайер сделал для Датского балета  –  к юбилею Андерсена. Ноймайер сам показывает некоторые детали балета, а черновик спектакля делают его ассистенты Кевин и Радик.

«Здесь другой рисунок балета, другая хореография, естественно. Но и музыкальное решение несколько иное», – отмечает Радик Зарипов.

Ноймайер улетает во вторник. Труппа встретится с ним в сентябре и продолжит репетиции «Русалочки» – еще одной сказки для взрослых.