17.07.2010 | 22:19

Итоги "Золотого абрикоса"

В Ереване завершилось награждение победителей Международного кинофестиваля «Золотой абрикос». Лучший игровой фильм – «Космос» турецкого режиссера Рехи Эрдема. «Серебряный абрикос» – у Сергея Лозницы за «Счастье мое». Призы за лучшие документальные ленты получили Павел Костомаров и Вадим Жендрейко. Все прочие события последнего дня фестиваля – в репортаже «Новостей культуры» из Еревана.

Одним из последних на фестиваль приехал участник Каннского киносмотра Сергей Лозница. Его фильм «Счастье мое» – в основном конкурсе «Золотого абрикоса». Правда, режиссер с неохотой  говорит о том, что уже сделано. Ему интереснее рассказывать о следующей картине. Это будет фильм по повести Василя Быкова «В тумане».

«Это 1942 год, оккупированная территория. Два партизана едут убивать мирного жителя, потому что они считают, что он коллаборационист и его необходимо убить. А он не коллаборационист, и доказать это он не может. Вот, собственно, вся история. Это история его понимания безысходности», – говорит режиссер.

Председатель жюри основного конкурса Фридрик Тор Фридриксон сегодня посмотрел последний фильм программы. Корифей исландского кинематографа в Армении впервые, но уже обещает вернуться. Фестиваль показал ретроспективу из семи его картин. На большинство из них, по признанию режиссера, повлияли фильмы Сергея Параджанова.

«Он базировался на своей культуре, на том, что окружало его. Параджанов широко использовал декоративные искусства. Вспомнить хотя бы его ковры. Он был очень визуален. Мы в Исландии тоже основываемся на наших национальных реалиях. К примеру, вскоре, я думаю, появится много картин о вулканах», – замечает мастер. 

Вечером в музее Параджанова – а это одна из главных достопримечательностей Еревана – презентовали книгу «Сергей Параджанов, хроника диалога». Ее автор – бессменный фотограф мастера Юрий Мечетов. В издании представлено более двух тысяч фотографий: Параджанов на съемках, в путешествиях, портреты, которые он сам режиссировал. 

«Творчество его было в любом моменте. В разливании чая, в приеме гостей, в рассказывании разных историй. Он творил ежесекундно, ежеминутно. Но вот фильмы его я увидел гораздо позже. Когда я увидел это , был шок. Это произошло пять лет спустя нашего знакомства. Все эти пять лет я верил, что он гений», – вспоминает фотограф.

Еще один пункт обязательной культурной программы в Ереване – Матенадаран – хранилище древних рукописей, одно из крупнейших в мире. Здесь собрано семнадцать тысяч документов.  Три тысячи из них на иностранных языках. Сегодня Матенадаран – это крупный научный центр, реставрационные мастерские, библиотека и музей.

Рукописи, труды по историографии Армении, древние учебники по точным наукам, старейшие Евангелия. В отдельной витрине  представлены русскоязычные документы.

«Это указ Александра Второго. Русский царь подтверждает выбор армянского каталикоса, потому что в то время мы находились в составе России», – показывает гид Варсик Саргсян.

Рядом хранится письмо Ивана Айвазовского католикосу. Художник просит разрешения построить в Крыму армянскую церковь. Еще один экспонат – красные жучки – секрет долголетия рукописей. Из них получали армянскую кашенель – красную краску, которая не выцветает веками.

«Голубую краску делали из лазурита, а желтая – это не краска. Это сусальное золото. Его приклеивали к пергаменту соком чеснока», – продолжает гид.

Фестиваль подошел к концу. За семь дней «Золотой абрикос» познакомил зрителей с картинами сотни режиссеров из шестидесяти двух стран. 

Все материалы по теме>>>