26.09.2017 | 19:50

Прекрасная и капризная Турандот. Сказку Карло Гоцци поставили в Щукинском институте

Турандот снова загадывает в Москве свои каверзные загадки. В 20-е годы спектакль о капризной принцессе стал знаковым для Театра Вахтангова. В этой постановке воплотилась концепция «театра-праздника». Теперь за знаменитую сказку Карло Гоцци взялись студенты Театрального института имени Щукина. Их дипломный спектакль поставил ни больше ни меньше ректор итальянской Академии драматического искусства, специалист по комедии дел арте Клаудио де Мальо. Репортаж Валерии Кудрявцевой.

Этой тоненькой строчки в афише не появлялось здесь, в Театральном институте имени Щукина, никогда прежде. Сказку о знаменитой принцессе играли рядом, в Театре Вахтангова. Сначала в постановке самого Евгения Багратионовича, позже спектакль восстановил Рубен Симонов.

«Турандот» – настоящий бренд Вахтанговского. Ее, вроде бы сказку, сохранили в афише и во время войны. В трудные дни спектакль давал надежду, укреплял дух. И теперь новую жизнь «Турандот» дает соотечественник автора Карло Гоцци – итальянец Клаудио де Мальо.

Клаудио репетирует со студентами выпускного курса Анны Дубровской, конечно, с переводчиком. Но за время работы и сам к русскому привык. И его научились понимать на уровне жестов. Накануне премьеры итальянец объясняет артистам, что каждый должен решить: про что он играет «Турандот». Лично для него это посвящение учителям, родителям, Вахтангову. Один из самых известных специалистов по комедии дель арте Клаудио де Мальо впервые ставит эту историю. Счастлив, что именно в России.

«В Италии больше любят оперу Пуччини “Турандот”, а сказку Гоцци открывают только сейчас. Вахтангов, действительно, был первый, кто понял всю глубину и красоту Гоцци. Эта сказка архетипическая. В “Турандот” показан процесс трансформации человека. Сначала война − принцесса сопротивляется всему. Но постепенно любовь меняет ее. Любовь может менять и спасать. Для меня в этом главный смысл “Турандот”», − рассказал режиссер-постановщик, ректор Академии драматического искусства Клаудио де Мальо.

В обычном чемоданчике у Клаудио прячется сказка. Все маски были специально изготовлены в Италии, у потомственного мастера, из коровьей кожи. Цена одной  – около 300 евро. Но главное, что каждая моментально меняет того, кто ее примерит.

Все эмоции – через тело. Этим правилам комедии дель арте студентам приходится учиться в процессе. Юный Калаф, Анатолий Ищенко, жалеет, что его герой – без маски. Влюбленным по законам комедии дель арте не положено прятать лицо.

Кристина Шелобкова – Турандот – разбирается с нарядами. Некоторые сначала даже отвлекали от игры. «Оно невероятно красивое, но невероятно тяжелое. Зато настоящее китайское кимоно», − пояснила актриса Кристина Шелобокова. 

На долгожданной премьере – щукинцы и вахтанговцы. Увидеть ожившую легенду хотят многие. Зал переполнен. «Надеемся, что этот спектакль понравится Театру Вахтангова, и, может быть, на  Симоновской сцене или на Новой сцене, которая у нас открыта, нам дадут добро», − поделился ректор Театрального института им. Щукина, народный артист России Евгений Князев.

В этом сезоне в Щукинском институте ставят сразу три иностранных режиссера, кроме Клаудио, еще американец и англичанин. Но именно «Турандот», конечно, возбудила всеобщее внимание. Настоящий талисман Вахтанговского, который в последние годы существовал только в виде премии «Хрустальная Турандот», прекрасная и капризная принцесса может вернуться на сцену.  

 Новости культуры