20.07.2010 | 11:42

Живопись и графика Павла Шмарова

Галерея искусств Зураба Церетели представляет выставку живописи и графики Павла Шмарова. Творчество одного из самых талантливых учеников Репина на родине практически неизвестно. В 20-х художник эмигрировал во Францию, где приобрел славу «русского Ренуара». Первая российская ретроспектива работ Павла Шмарова проходит в рамках перекрестного Года Россия - Франция. Рассказывают «Новости культуры».

 

Русалки, купальщицы, ню, дети в национальных костюмах. Кажется, что Павел Шмаров не уезжал из России. Во Франции он продолжал писать то же самое. На первый взгляд, у художника все складывалось удачно. В 28-м году в галерее «Шарпантье» - одной из самых престижных в Париже - прошла персональная выставка. Шмаров работал как художник – оформитель у Евреинова и Лифаря. Часто ему заказывали портреты. Ведь в России его знали как придворного живописца. Павел Шмаров писал портреты Николая Второго и его семьи. И все-таки в жизни художника не все было гладко. Иногда не хватало денег, чтобы заплатить за аренду квартиры. Тогда он расплачивался картинами. Позже они оказались в руках коллекционеров. Жоэль Гарсия - владелец самого большого собрания картин Шмарова. В его коллекции - 500 произведений. Он начал собирать работы художника еще в семидесятые годы.

«Первые две картины Шмарова я приобрел на ярмарке, на площади Бастилии. Они мне сразу запали в душу, и я получил удовольствие от его живописи. И тогда я начал покупать картину за картиной, все, что мне попадалось на глаза», - рассказывает коллекционер Жоэль Гарсия. Больше всего Шмаров любил писать купальщиц. Впервые эти персонажи появились у него в 1905-м году, когда художник проиллюстрировал пушкинскую «Русалку». В Париже он создавал целые серии «Купальщиц» в разной гамме. Причем, почти никогда не ставил даты на свои работы. Так что определить, когда они появились, порой, невозможно.

«Он сам говорил: "Вот я пишу картины "Купальщицы". Это белая гамма. Цвет белый. Потом зеленый цвет. А у меня есть натюрморт фиолетовый. И все"», - отмечает куратор выставки Екатерина Бонсенн.

В Париже у Шмарова проходили совместные выставки с Серебряковой, Бенуа, Телищевым. И все-таки «мирискусники» не считали его своим художником и не принимали в объединение. Шмаров чувствовал себя одиноким, несмотря на то, что его ценили французские коллекционеры и приобретали его работы. Художник мечтал вернуться на родину. Но этого не произошло. Возможно, эта выставка вызовет интерес к раннему периоду творчества Павла Шмарова. Ведь в музеях Воронежа, Иркутска, Хабаровска сохранились его картины.