20.07.2010 | 13:12

"Снежный меридиан" теперь в собрании Третьяковской галереи

Фотополотна, сделанные на снегу, переданы в дар Третьяковской галерее. Минувшим днем произведения Франциско Инфанте и Нонны Горюновой – художников, которых без прикрас называют «гениями чистой красоты отечественного нео-авангарда», –  были переданы в музейную коллекцию. Теперь двадцать две работы из «зимнего цикла» под названием «Снежный меридиан» займут достойное место в одном из лучших собрании страны. Рассказывают «Новости культуры».

Директору Третьяковской галереи Ирине Лебедевой очень нравятся эти супрематические игры. Конечно, чувствуется сильное влияние Малевича. Красные, синие, желтые куски картона разложены на снегу. Это сегодня говорят, что все можно сделать на компьютере. А в 1968 году, когда Инфанте начал играть в эти игры на снегу, даже слова «перформанс» у нас не слышали.

Сейчас про их работы говорят – постмодернизм. А тогда для них это были просто зимние прогулки. Снег – как идеальный фон, как чистый лист. В то же время как прекрасное ничто, творить на котором можно не кисточкой и красками, а искривленными зеркалами. Даже не сразу понятно, отражение это или искажение.

«Она интересна тем, что отражает предмет, все время повернутый на какое-то количество градусов. В зависимости от степени искривления предмет поворачивается на 90, 180 и даже 360 градусов. То есть зеркало отражает объект, не меняя левое и правое, верх и низ, а как бы удваивая его», – поясняет Франциско Инфанте.

Зеркало, гвозди, бумага будут жить только в контексте природы. Инфанте и Горюнова не разрушают, а создают новое. Задача художников – сфотографировать, найти ту единственную точку, где круг будет кругом, квадрат – квадратом, а куст, обернутый в фольгу, станет предметом искусства.

«Это сделано ради той точки, в которой помещен фотоаппарат. Вообще это метафизическое действие в искусстве, которое меня очень привлекает. Это такие вечные, базисные вещи в искусстве, когда, например, из одной точки предстает полная картина мира», – продолжает Инфанте.

Двадцать две работы Инфанте и Горюновой – это действительно щедрый подарок. Коллекция получается монографической, и по ней можно получить о художниках если не полное, то общее представление. 

«Складывается такая добрая традиция. С одной стороны, это пополнение коллекции, с другой стороны, это формирует на предметном исполнении историю искусства. То, что попадает в музей, в музее и останется», – замечает директор Третьяковки Ирина Лебедева.

Переданные в дар фотополотна теперь будут выставлять под брендом Третьяковки. И не исключено, что работы из проекта «Снежный меридиан» увидят на других меридианах и параллелях.