21.07.2010 | 12:10

Печать. 21 июля 2010 года

«Большие» метаморфозы Большого – новый музыкальный руководитель театра Леонид Десятников называет главные задачи главной сцены страны. Эта и другие темы сегодняшних публикаций в прессе – в обзоре «Новостей культуры».

***
Большой завершил 234-й сезон, который начался с сенсационного назначения Леонида Десятникова музыкальным руководителем театра. «Известия» взяли интервью у композитора, который заявил, что «Большой театр должен стать нормальным театром – гибким, чутким к духу времени, способным к перевоплощениям». И это уже происходит. Во всяком случае, две весьма удачных постановки состоялись. Это опера Берга «Воццек» и оперетта Штрауса «Летучая мышь». Музрук сезоном доволен: «Поскольку я человек самокритичный, все, к чему я имею какое-то отношение, не может вызывать у меня безоговорочного приятия. Безусловно, это несовершенные продукты. Но в обоих случаях эти несовершенства связаны с какими-то техническими проблемами, которые можно решить в рабочем порядке. Слава богу, сейчас я со всей определенностью могу сказать, что оперный сезон в этом году получился исключительно удачным».

***
«Самосожженец» – так называли Владимира Высоцкого его друзья. 25 июля исполнится 30 лет с тех пор, как не стало великого актера и поэта. «Аргументы и факты» посвящают дате развернутую статью. Пафос ее в том, что на съемках, в театре, на концертах, да и за кулисами, Высоцкий отдавал себя без остатка и дарил свой огонь людям. «Высоцкий и впрямь "рвал из сил и из всех сухожилий", и к микрофону "вставал, как к амбразуре". Поэт Вознесенский говорил, что, когда Высоцкий поет, страх берет: такой ведь и зарезаться может – прямо здесь, у всех на глазах».

***
О Рее Брэдбери существует два расхожих мнения, каждое из которых неверно, считают «Известия». Первое: он пишет фантастику. Второе: его уже нет в живых. Газета публикует статью о новой книге девяностолетнего писателя – сборнике рассказов «У нас всегда будет Париж». «Сюжеты, каждый в свой черед, приходили ко мне на протяжении всей моей жизни – с ранней юности до зрелых лет и далее», – пишет автор в предисловии. Однако, по странному стечению обстоятельств, все они оказываются объединены тремя вещами: размышлениями о мелочности земного бытия, готовностью предстать перед последним судом и предположениями о том, что ждет человека после физической смерти. Это совсем не фантастика.

***
«Без новой драматургии нет развития театра». Казалось бы, это аксиома, и уже лет десять-пятнадцать существует «новая драма», которая должна бы дать новую кровь театральному процессу. Но явление это остается маргинальным, не затрагивая большинство российских театров. Художественный руководитель «Театра.doc» и «крестный отец» «новой драмы» Михаил Угаров ответил на вопросы обозревателя газеты «Культура». «Начнем с актеров и режиссеров, которым, представьте, мешает школа. То, как учили их играть и ставить, далеко не всегда применимо к современным драматургическим текстам. Для них нужны иной способ актерского существования, иные методы режиссерского освоения», – утверждает Михаил Угаров. То есть, создатели «новой драмы» должны крепко позабыть классику и сбросить с парохода современности Станиславского с Вахтанговым.