21.07.2010 | 12:41

Фестиваль контактной импровизации, или общение на языке прикосновений

Восемь дней круглосуточного танца – в Подмосковье проходит фестиваль контактной импровизации и перформанса. Танцовщики из разных стран демонстрируют науку владения собственным телом и не только. «Невербальный телесный диалог» – один из способов обучения живому общению, почти утраченному в эпоху Интернета. На родине, в США, контактная импровизация используется как эффективная техника психотерапии. Первый открытый «сеанс» в рамках фестиваля прошел в Центре имени Мейерхольда. Рассказывают «Новости культуры».

Они приехали из разных стран, говорят на разных языках, но в этом разнородном круге контакт действительно есть. На то, чтобы его наладить, у них было три дня. Разговоры, взгляды и постоянное нарушение личного пространства.

«Мы общаемся на языке прикосновений. Не словами, потому что часто бывает сложно подобрать нужные слова. Телом гораздо проще передать то, что ты чувствуешь», – поясняет танцовщик Экхард Мюллер (Германия).

Двадцать лет назад он впервые услышал о контактной импровизации, потом попробовал и до сих пор не может остановиться. В Москву на фестиваль приезжает уже в третий раз. Впервые в России оказалась Нэнси Старк Смит. Она была свидетелем того, как в 1972 году зарождалась контактная импровизация. Тогда в Нью-Йорке она начинала это, тогда еще абсолютно новое направление контемпорари данс. В России о нем услышали совсем недавно. Анастасия Саевич о контактной импровизации узнала как раз благодаря московскому фестивалю. В 2007 году приезжала учиться, сейчас уже преподает.

«Это гораздо сложнее, чем показывать спектакли или заученные комбинации. Если я их знаю, я выхожу, показываю и ухожу. Здесь у меня нет заготовок. Я могу быть только здесь и сейчас, в настоящий момент. В этом и заключается искусство. Для меня оно очень связано с жизнью. Я же живу сейчас, здесь», – подчеркивает Анастасия.

В контактной импровизации нет заранее написанного сценария, продуманных движений, даже четких задач нет. Жест зависит от жеста партнера, выбор которого, кстати, тоже происходит спонтанно. Но, оказывается, даже такому, почти интуитивному искусству можно и нужно учиться.

«Импровизация – это же тоже навык. Необходимо тренироваться для того, чтобы быть открытым. Нужно научиться все время держать наготове свою спонтанность», – замечает танцовщица Эстер Монблан Рибас (Испания).

«Ничто не дает такой свободы, как контактная импровизация. И в первую очередь это свобода самовыражения. Ты можешь выразить себя не только как танцовщик, но и как художник. Здесь столько открытых дверей», – говорит танцовщик Жан Хугес Миредин  (Франция).

 

 

Через приоткрытую дверь зрители сначала удивленно наблюдают за тем, что происходит на сцене, потом занимают места в зрительном зале. Хотя в таком импровизированном представлении принимать участие все-таки гораздо интереснее, чем наблюдать за ним со стороны.