22.07.2010 | 11:32

События "Псковитянки" оживут в исторических декорациях

В те дни, когда балет Большого театра покоряет Лондон, главная оперная труппа страны готовится представить проект, не имеющий аналогов в отечественной театральной практике. Постановку оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» посвятили 500-летию вхождения Псковской республики в состав Московского государства. Сегодня эпохальные события российской истории оживут в естественных декорациях – на вечевой площади Псковского Кремля. Грандиозное действо с участием шести сотен артистов продемонстрирует четырем тысячам зрителей самые современные достижения сценографии. За последними приготовлениями к спектаклю наблюдала съемочная группа «Новостей культуры»

Пока утомленное солнцем стрелецкое войско мирно дремлет под сценой, духовенство вовсю любуются красотами Пскова. Бояре, не выходя из образа, жалуются на жару. Статисты терпят молча, ведь они всего лишь пешее войско, и право голоса у них нет. У конных всадников тоже жизнь не сладкая – им нужно вовремя кормить лошадей, которых специально привезли из Подмосковья. Костюмерный цех Большого перегружен работой. Хоть сцены и массовые, каждый наряд должен идеально соответсвовать тому времени. Впрочем, участникам действа от этого только хуже. 

«Псковитянка» – испытание не только для вокальных данных, но и для физической формы артистов. Большинство костюмов весит около шестнадцати килограммов. Куда уж современному человеку выдержать такое?

Легче всех эту ношу выдерживают воины из клуба реконструкторов – эту команду, имеющую большой опыт сражений на Куликовом поле, пригласили из Тулы.

«На самом деле, ко всему привыкаешь. Вес не такой уж и большой – около двадцати килограмм, но доспех распределяется по телу», – поясняет руководитель реконструкторского клуба «Сварга» Владимир Терехов.

Здесь нет оркестровой ямы. Музыкантам и дирижеру Александру Поляничко приходится прятаться в очень жарком шатре – это затрудняет работу с хором. Кроме того, рельеф местности не создает нужной акустики.

«Приходится находить какие-то обходные пути, навешивать микрофоны на артистов миманса, которые ходят среди артистов хора, и как-то попадать в этот фокус микрофонный. Задача чрезывайно трудная», – говорит хормейстер Большого театра Валерий Борисов.

Минимальный срок для постановки любой оперы – полтора-два месяца. У Большого театра их не было, пришлось ограничиться несколькими репетициями в Москве и двумя днями в Пскове. Срок небывалый даже для очень опытных постановщиков – таких как Юрий Лаптев. Он уже ставил спектакли в Выборгском замке и Ивангородской крепости. Кроме того он режиссирует балы в Петергофе и Царском селе, но это место все-таки особенное. Как и сама опера, и ее главный персонаж.

«Мне образ Ивана Грозного очень симпатичен. В том плане, что здесь представлен не душегуб и зверь, а человек изломанный и израненный, который должен быть все время сильным, все время быть царем», – замечает режиссер-постановщик.

Здесь должны идеально совпасть время и место, и тогда эффект погружения в историю будет полным.

Главное действующее лицо «Псковитянки» – это само место действия оперы. Когда-то здесь собиралось Вече, эти стены помнят и Ивана Грозного, и Василия Третьего. Кстати, именно при Василии Третьем, ровно пятьсот лет назад, Псков потерял независимость. С тех пор здесь правили только московские наместники.

Время начала оперы также выбрано не случайно – природа должна подыграть режиссерскому замыслу.

«Мы специально взяли этот переходный период – с 10:30 до заката. Потому что по опере нам надо такой момент соблюсти: закат и когда будет совсем темно», – поясняет продюсер Давид Смелянский.

Тьма опустится, когда по сюжету Иван Грозный не сможет побороть в себе царя и потеряет свою единственную дочь, псковитянку Ольгу. И пусть эту оперу часто укоряют в излишней патриотичности и идейности, в конце концов плакать будут все. Царь – о потерянном счастье, а псковитяне – о падении великого города, самого западного форпоста Великой Руси.

Все материалы по теме>>>