22.07.2010 | 13:28

Иконы из солнечного камня

Мастера Царского Села еще в 2003 году, после восстановления легендарной Янтарной комнаты, были признаны мировым реставраторским сообществом высочайшими профессионалами. С тех пор они не изменяют солнечному камню и создают янтарные иконы, таким образом, передавая из рук в руки секреты одной из самых сложных реставрационных техник. Рассказывают «Новости культуры».

С начала 1990-х специалисты пробовали свои силы в создании малых форм – в том числе произведений, выполненных в технике янтарной иконы. Солнечный камень, фантастический по своим декоративным возможностям, на первом этапе плохо соотносился с каноническими принципами иконописи. Постепенно мастера пришли к тому, что лики и телесные фрагменты стали выполнятся исключительно из кости мамонта или слона. Главная сложность была в том, чтобы перевести плоское изображение образа в объем и сохранить при этом всю атрибутику культового произведения.

«То, что должно быть свойственно иконе. Есть тепло материала, тепло, которое вложили люди. Они вложили душу, а это главное», – подчеркивает архитектор Ирина Яроцкая.

За пятнадцать лет работы в технике янтарной иконы царскосельские мастера преодолели большой путь. Они стали понимать, каких святых больше всего любит солнечный камень, какие цвета выглядят наиболее реалистичными, иконы какого периода легче всего поддаются переводу в янтарное изображение.

«Материал декоративный, его видно, он фактурный, структура природная. Это характерно для модерна, конечно», – говорит художник-реставратор Юрий Федоряк.

Иконы легендарной янтарной мастерской рождаются по всем законам петербургской реставрационной школы. До мастера над концепцией образа работают искусствовед, архитектор и проектировщик. Окончательное решение утверждается на художественном совете. Развитая культура обработки янтаря и создания декоративных и культовых шедевров до середины XIX века процветала в Восточной Пруссии и Польше. В настоящее время у царскосельких работ не существует европейских аналогов.

«Эта культура обработки материала, к сожалению, потеряла свою силу. Мощная школа реставрации, которая была в Кенигсберге, Гданьске, она ушла», – сетует директор царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

Самыми удачными, с точки зрения воплощения в янтаре,  мастера считают иконы Николая Чудотворца и Ксении Петербургской. Работа исключает серийность. Повторы возможны, но живой и довольно капризный материал не дает мастеру сделать абсолютную копию.

Царскосельская янтарная икона в последние годы стала новым самостоятельным художественным жанром. Лучшим подтверждением служит тот факт, что произведения уже начали подделываться россияскими умельцами спорной квалификации. Царскоселы не против, но просят только об одном – чтобы подделки не называли работами знаменитой янтарной мастерской.

В реставрационных планах мастерской – воссоздание шедевров знаменитой берлинской коллекции. В начале войны сорок один предмет был вывезен из Пушкина вместе со знаменитой Янтарной комнатой.