22.09.2017 | 16:25

"Художнику нельзя повторяться". Эдуард Кочергин принимает поздравления с юбилеем

Один из лучших театральных художников страны, Эдуард Кочергин, сегодня принимает поздравления с 80-летием. Оформленные им постановки золотыми буквами вписаны в историю театра: товстоноговская «История лошади», додинские «Братья и сестры», «Ревизская сказка» на Таганке, «Гамлет» Камы Гинкаса. Екатерина Мельниченко расскажет о человеке, удостоенного сравнения с самим Леонардо.

«У меня две жизни», − говорит Эдуард Кочергин. Одна − до театра, другая − после. О первой он вспоминать не любит. Отца репрессировали, мать сослали в лагеря. Пять лет он провел в детприемнике НКВД в Сибири, потом почти семь лет был в бегах.

«Я просто выжил, потому что цеплялся за все, что интересно и за все, что по дороге попадалось, понимаете? А кто-то не цеплялся и не выжил», − поделился народный художник России Эдуард Кочергин.

Свои первые карандаши Кочергин украл в том самом приемнике НКВД. С тех пор он начал рисовать. Аккуратно выводил линию собственной жизни. Поступил в Ленинградский театральный институт имени Островского. Акимов, глядя на его работы, скажет: «Будет знаменитым театральным художником». Так и вышло. В 35 лет стал главным художником БДТ, Товстоногов не мог его не заметить − яркого, талантливого, самобытного.

«Он был очень образованный человек. С природным вкусом. Какую-то фигню, китч, безвкусицу терпеть не мог, не выносил. Поэтому мне с ним было легко работать», − вспоминает Эдуард Кочергин.

Вместе они создали 30 спектаклей. Товстоногов говорил: «Как у музыкантов существует абсолютный слух, так и у Кочергина − абсолютный вкус». Художник творил невероятное. Он поджигал костюмы, чтобы битва в спектакле «Генрих IV» выглядела убедительнее. Сам искал в ленинградских магазинах холст для постановки «История лошади», использовал бархат и мех, чтобы передать атмосферу душного, задавленного пространства в «Господах Головлевых».

Смоктуновский пришлет художнику письмо: «Вы - наш Леонардо!». А Кама Гинкас простит, когда Кочергин бросит в него ведром с краской. «Ну, и вообще он, конечно, сумасшедший, и характер у него сумасшедший. Он славится во всем театральном мире, как самый опасный тигр театрального мира. Он может сказать все, что он думает. Но весь этот характер направлен только на одно: сделать так, чтобы было, так как надо», − отметил народный артист России, худрук Малого драматического театра Лев Додин. 

К юбилею художника в Эрмитаже откроют выставку эскизов. Кочергин оформил более 200 спектаклей. Одна их последних работ – «Крещеные крестами» − постановка, созданная по книге художника. Пишет он так же легко, как и рисует. Сборники переведены на восемь языков. Кочергин продолжает работать. Не позволяя себе возвращаться к прежним удачным решениям, говорит: «Художнику нельзя повторяться. Это все равно, что смерть!».

Новости культуры