23.07.2010 | 10:49

В Москве открылась биеннале эмальеров

Эмаль – одна из самых древних, изысканных и «стрессоустойчивых» художественных техник. Эмалевые шедевры византийских, лиможских и новгородских мастеров пережили века. Возможно, со временем в арт-энциклопедии войдут и работы участников первой Международной биеннале искусства эмали, которая открылась в Москве. Ее организаторы не стремятся сделать сложное и дорогостоящее эмальерное дело массовым, но уверены, что у него большое будущее – надо лишь найти новые формы. Результаты поисков на выставке в галерее искусств Зураба Церетели представляют художники из восьми стран мира. Рассказывают «Новости культуры».

 

Техника эмали сложна и трудоемка, а результат, подчас непредсказуем. И все же художники, работающие со стеклянными красками, не променяют их ни на какие другие. К тому же эмаль дает возможность для эксперимента и у каждого мастера есть свои секреты. Так в нетрадиционной технике работает Николай Смирнов. Много времени у него занимает процесс подготовки к обжигу. Он сначала подготавливает пластину, обрабатывает рисунок кислотой, бормашиной, штихелями, лишь потом начинается обжиг. Что же касается сюжетов, то они рождаются стихийно, как, например, вот эта работа «Рейс 316».
«Нью-Йоркский рейс, - поясняет художник. – Это был 1998 год и я летел оттуда 18 августа, накануне дефолта. И вот ночь надвигается стремительно и летим в неизвестность, что такое дефолт, мы еще не знали тогда».

В наше время эмаль из декоративно-прикладного превратилась в самостоятельный вид искусства и стала развиваться по двум направлениям – арт-объект и эмальерная живопись. К тому же появились новые сюжеты. Как это было в начале XX века. В эпоху модерна старинная техника легко заговорила на языке нового стиля и стала необычайно популярной. Эмаль активно использовали в декоре, школы по обучению эмальеров открывали ведущие фирмы – Овчинникова и Фаберже. Сегодня будущих мастеров готовят в высших художественно-промышленных училищах: в Строгановке в Москве и имени барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Они и стали инициаторами проведения первой биеннале эмальерного искусства. Кстати, элементы модерна вдохновили некоторых ее участников. Фантазии на тему белых ночей представила Светлана Пономаренко. Она «примерила» королевские одежды на портреты современников и добавила детали, напоминающие о белых ночах – по мнению художницы, белые цветы сирени и ландышей передают настроение этого времени года.

Ольга Лысенкова переводит эмалевые пластины в трехмерное пространство. Ее работы – это уже объекты современного искусства. Причем для их создания, художница, кроме эмали, использует все, что окажется под рукой, - антикварную вешалку, сетку, колокольчики. Неожиданно из всего этого хлама рождается ангел.
«Его можно интерпретировать, - говорит автор, - например , в саду вешать на него фонарики или бенгальские огни , потому что он не горит. Можно одевать цветами. Вообще, это интерактивная вещь, попытка прислониться к современному искусству».

Сложная техника привлекает молодых художников, которые не боятся осваивать новые приемы. В Японии и Франции – это уже пройденный этап и объемными эмалями уже никого не удивишь. В России это пока на уровне эксперимента. Известна лишь последовательность процесса, секретами которого охотно делится эмальер Илья Сорочкин: «Эмалируется внутренняя часть. Дело в том, что для этого нужно больше прикладного инструмента , так как какие-то подставки, приспособления разные, тоже делаются вручную».

Биеннале поднимает статус эмальерного искусства на более высокий уровень. И хотя она не получилась масштабной и не все художники смогли приехать на ее открытие, тем не менее, первый блин не вышел комом.