23.07.2010 | 11:02

Печать. 23 июля 2010

Гастроли Большого театра в Лондоне - британская чопорность капитулировала перед славянским темпераментом. Почему российское авторское кино «разучилось» разговаривать со своим зрителем? Пути к диалогу ищет Алексей Герман-младший. Подробнее о темах и героях сегодняшних газет – в рубрике «Печать» у «Новостей культуры».

 

***

«Время новостей» пишет о гастролях Большого театра в Лондоне, которые продлятся почти месяц. На сцене «Ковент-Гардена» представят оперу «Евгений Онегин» в постановке Дмитрия Чернякова и шесть балетных программ. Правда, перед самым началом гастролей стало известно, что в Лондон не приедет Светлана Захарова. Многие хотели пойти именно на нее. Но «вместо примы англичанам предъявили премьера», - пишет газета. «…Первый бой за зрителя выиграл Иван Васильев. «Спартак», которым открылись гастроли, - это его, кровное, животное, мощное. Ожесточение и восторг свободы, прорыв пространства без заранее поставленной цели - все это завораживает аккуратную, воспитанную, чинную английскую аудиторию, никогда не позволяющую себе отправиться в путь без заказа всех билетов по Интернету…»

***

Сегодня многие российские издания посвятили материалы Владимиру Высоцкому. 25 июля исполнится 30 лет, как великого актера и поэта не стало. Сразу несколько памятных публикаций - в «Известиях». В том числе, интервью с сыном Владимира Высоцкого – Никитой. Он написал сценарий для игрового фильма о своем отце. «…Сюжет пересказывать бессмысленно. Но эта история очень полно характеризует его и как человека, и как поэта. Раскрывает самое сильное его желание - реализовать данное свыше. Его дар… Это история о плате за реализацию дара…»

***

«Скромное обаяние арт-хауса» на первой полосе «Российской газеты». Режиссер Алексей Герман-младший решил сделать кино про настоящее. Причем задачу свою формулирует так: «Нужно снять фильм как интернациональную историю, не затирая национальную идентичность». По мнению режиссера, российское кино потеряло умение говорить универсальным человеческим языком, которым обладало, например, в 60-е годы. И, проблема не мировоззренческая - из-за отсутствия средств режиссеры авторского кино вынуждены снимать в провинции. Естественно, о том, как тяжко там живется. «…Нужна внятная политика по поддержке культуры... Это повторение советского опыта, закончившегося тем, что, казалось бы, работающая система распалась за несколько лет… Мы же должны идти вперед, а иначе ничего не произойдет. Нужен адекватный диалог. Тогда бы могли быть приняты решения, которые не вызвали бы раскола в кинематографии...»

***

А о том авторском кино – увы, преимущественно не нашем – которое осенью может выйти в российский прокат «Коммерсантъ. Weekend». Андрей Плахов надеется, что это могут быть: фильм-победитель прошлого Венецианского фестиваля –«Ливан» Шмуэля Маоза, «Щелкунчик» Андрея Кончаловского, над которым режиссер работал 40 лет, анимационная сказка Гарри Бардина «Гадкий утенок»… Может быть, победители Каннского фестиваля и «Кинотавра». Но в целом ситуация неутешительная. «…Кризис мировой киноиндустрии ударил, в первую очередь, по тем продюсерам и дистрибуторам, которые занимаются так называемым некоммерческим кино… Таких фильмов и производится, и прокатывается теперь гораздо меньше, чем до кризиса. Во всяком случае, в России календарь расписанных премьер до конца года пестрит в основном ширпотребовскими второсортными продуктами. Остается надежда, что этот календарь будет скорректирован…»