23.07.2010 | 11:11

"Псковитянка" в жанре исторической реконструкции

В Псковском кремле минувшим вечером связь с историческим прошлым ощущалась даже острее обычного. Главным украшением крепости, которая иначе называется Кром, стало грандиозное представление под открытым небом. 500 лет назад Псков вошел в состав Московского княжества. О событиях того времени возвышенным языком повествует опера Римского-Корсакова «Псковитянка». Ее представление состоялось в естественных исторических декорациях, прямо на траве перед Троицким кафедральным собором. Рассказывают «Новости культуры».

Самое интересное начинается на закате. Зрители попадают к своим местам через естественные декорации истории – мощные стены Псковского кремля, которые помнят Ивана Грозного. Начало назначено на 22.30 – в это время солнце еще немного видно, но уже сгущается тьма. По замыслу режиссера, Юрия Лаптева, именно такой режим – из света в тьму – поможет правильно понять и саму оперу, и события давних времен, и их значение для Пскова.

«Это ни с чем не сравнимая эмоция и совершенно безумная задача, которую нужно воплотить на сцене. Эта роль – одна из немногих ролей, где невозможно выключиться. Должен все время быть на грани эмоционального не скажу срыва, но точки кипения», – заверяет исполнитель партии Ивана Грозного Алексей Тановицкий.

Для установки декораций и правильного освещения понадобилось шесть грузовиков, каждый из которых вмещает по четыре тонны оборудования. В результате, невозможно было отличить настоящую стену Псковского кремля от декорации. Костюмы – а их не смог сосчитать даже главный костюмер Большого – не стилизованы, а максимально приближены к той эпохе. Многие артисты этого и боялись, ведь такое буквальное приближение к истории очень тяжело дается. Особенно если нужно исполнять сложную вокальную партию и нести на себе двадцать килограмм одежды.

«Репетировать было очень тяжело из-за жары. А так я вижу одни сплошные плюсы, мне очень нравится. Сейчас прохладно, и сам факт исполнения этой оперы на исторической родине сюжета, – это очень хорошо», – отмечает исполнительница партии Ольги Екатерина Щербаченко.

Сюжет для оперы 24-летний композитор позаимствовал у поэта и переводчика Льва Мэя. Согласно истории Мэя, Ольга – дочь псковского князя Токмакова. Вернее, его приемная дочь. Ее настоящий отец – сам царь Иоанн Васильевич, который, впрочем, узнает об этом, только когда приедет в Псков и взглянет в лицо этой девушке.

Есть еще одна драматическая линия: Ольга влюблена в сильного, но бедного, Михаила Тучу. То, что он сильнее всех, можно понять даже без вокальных партий, а просто наблюдая за его перемещениями по сцене.

«Расстояния очень большие. Как будто я бегаю стометровки здесь. А плюсы? Опять же открытый воздух. Не знаю, наверное, какой-то дух здесь свой», – говорит исполнитель партии Михаила Тучи, тенор Роман Муравицкий.

Однако сватают Ольгу за подлого, но богатого, боярина Никиту Матуту. Чтобы сыграть такого злодея, признается Максим Пастер, особых усилий предлагать не пришлось. Просто перед репетициями он посмотрел телевизор.

«Злодеев я уже играл, Шуйского играл. Поэтому от Шуйского далеко ходить не надо. Тот же Шуйский, только рангом пониже», – рассказывает исполнитель партии боярина Матуты Максим Пастер.

Все, что происходит на сцене и за сценой, больше похоже на гигантскую съемочную площадку. Такой здесь масштаб . Не совсем театральный, не камерный. Кроме того, жизнь вокруг вносит в ход музыкального действия свои коррективы.

Эта история завершится глубокой ночью. Грозный потеряет надежду на счастье, по воле поэта Мэя и композитора Римского-Корсакова, псковитянку Ольгу сразит шальная пуля, а великий Псков с гордой волею окончательно присоединится к Московскому княжеству.

Все материалы по теме>>>