23.07.2010 | 23:31

Реконструкция Большого театра: старые технологии и новые возможности

Торжественным финалом будущего перекрестного Года русской и итальянской культуры в декабре 2011 года станет выступление балетной труппы миланского театра «Ла Скала» на сцене Большого театра. На его основной, исторической, легендарной сцене. Это будет одно из первых грандиозных событий в стенах Большого, который к этому времени должен будет открыть первый после реконструкции сезон. Теперь и гастроли Ла Скала косвенно гарантируют, что реконструкция театра завершится в срок. Впрочем, само ведение работ тоже вселяет уверенность в этом. Рассказывают «Новости культуры».

Фасады Большого театра приобретают свой исторический золотисто-песочный цвет. Рецепт нашли в архивах: умбра, охра, глина, известь. В главном вестибюле перед реставраторами стояла та же задача.

«Снимаем краску, чтобы найти первоначальный слой», – поясняет руководитель генерального подрядчика Алексей Зубков.

Вестибюль сильно пострадал от бомбы в 1941 году. Была утрачена живопись под мрамор. Теперь ее воссоздают.

«Просто имитируем под мрамор. Сначала одна сетка, потом другая», – рассказывает художник-реставратор Владимир Марковин.

Уже отреставрирована главная лестница Большого с деревянными балясинами. Плитку частично заменили, но производитель тот же, что двести лет назад. Сохранились даже плитки с клеймами.

Белое фойе сейчас выглядит, как в 1856 году. Потолочная живопись в технике «гризайль» придает изображениям объемность. В Хоровом зале сейчас располагается практически вся царская ложа. Колонны из папье-маше и гипсовые скульптуры, которые были по бокам.

«Это Путти из царской ложи. На месте реставрировать невозможно», – заверяет реставратор Виктор Смирнов.

Скульптуры сохранились плохо, их используют как модели для воссоздания. Применяют только натуральные материалы, как это было в середине XIX века. Костный клей, олифа, канифоль. У мастеров-позолотчиков дел невпроворот. Сейчас работают над зеркальной рамой. Листы сусального золота разрезают на крошечные части. Методика золочения – русская старинная – под водку.

«С помощью водки разбавляем белок, полируем, держится сто лет», – говорит позолотчик Светлана Боброва.

В зрительном зале уже готов декор лож и ярусов для золочения. Декор выполнен из папье-маше, и это не случайно. Этот материал хорошо отражает звук. Вообще все оформление зрительного зала, включая обивку стен и кресел, делается с учетом акустических свойств. Кстати, мест в зале будет меньше.

«Это из-за другой конструкции. Будут восстанавливаться по историческим аналогам. Были шире», – рассказывает пресс-секретарь ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции, реставрации» Евгения Васильева.

Из зрительного зала уберут советскую символику, установят гербы Российской империи, Дома Романовых и Москвы. Схожая смена уже применена и в Бетховенском зале. Туда вернули монограмму Николая Второго. Вообще этот зал до 1917 года был Императорским. После революции всерьез задумывались о том, стоит ли сохранять огромное здание театра.

«Одним из первых симптомов того, что театр сохраняют, было переименование залов. И это приурочили к столетию со дня смерти Бетховена», – подчеркивает официальный представитель генерального подрядчика Михаил Сидоров.

Установка за сценой четырнадцати ригельных башен вместе с подъемно-опускными платформами дает труппе практически неограниченные творческие возможности. Уже готовят премьеры – «Спящую красавицу» в новой редакции и «Руслана и Людмилу». Спектакли, которые уже есть в афише, предстоит адаптировать под новые параметры.

«Старые работы, которые вернутся, с ними будет проще. Будут короче перерывы на смену декораций. Жизнь будет – счастье», – уверен генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.

От главного фасада до фонтана, под Театральной площадью, теперь будет концертно-репетиционный зал. Там скоро начнется монтаж оборудования.

Все материалы по теме>>>