26.07.2010 | 12:04

"Архстояние": побег от цивилизации

Чтобы изучить новейшие тенденции архитектурной мысли, не обязательно дожидаться очередной Биеннале в Венеции. Достаточно добраться до деревни Никола-Ленивец в Калужской области – там уже в пятый раз стартовал фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Все эти годы участники смотра – актуальные зодчие и художники – доказывают, что умный современный дизайн отнюдь не противостоит природе, а, наоборот, является ее естественным продолжением. Темой летнего «Архстояния-2010» стал «Лабиринт». Гостей фестиваля учат жить в водяных домах и узнавать время по солнечным часам – одним словом, искать любые выходы из лабиринта суеты городской цивилизации. Рассказывают «Новости культуры».

Посетителей фестиваля ожидали туннели, египетские пирамиды, колодцы, лабиринты, поющие чащи. Чтобы заглянуть в сакральный мир Вселенной были задействованы все стихии: воздух, огонь, вода, земля. Но как сделать невидимое видимым, как заглянуть в иное пространство, пройти по мостику, который уходит под воду? Эти вопросы стали для художников головной болью. Если в прошлом году акцент был сделан на ландшафтные объекты, то в этом «Архстояние» больше напоминает биеннале актуального искусства, вынесенного из «Гаража» и «Винзавода» на природу.

«Сегодня это поворот именно к арт-составляющей. То есть настолько это пространство отличается от привычного, что непонятно было, как реализовывать многие проекты. Они настолько бумажные оказались», – замечает руководитель проекта Антон Кочуркин. 

И все-таки многие бумажные проекты удалось реализовать. Например, построить посреди пруда водяной дом, поселиться в котором – пускай только на время – оказалось много желающих.

Еще один объект построен с использованием местной глины. С ее помощью скульптору Сергею Орлову удалось осуществить свой авторский замысел  – показать движение людей внутрь Земли по спирали, которая вдруг резко обрывается. 

«Как в жизни, если вы идете, постепенно углубляясь то ли в самого в себя, то ли в отношения с окружающей действительностью, и вдруг неожиданно перед вами такие глубины открываются. Это шоковое состояние», – говорит скульптор Игорь Иогансон.
 
Впрочем, шок испытывают не все. Кому-то замкнутое пространство помогает медитировать. Например, участникам проекта «Саркофаг – Анти-Зиккурат».  Впасть в нирвану помогает музыка Вячеслава Пономарева. Над саркофагом возвышается египетская пирамида, а огонь в центре символизирует освобождение от всего негативного.

«Это символическое сжигание энергии зла. Освобождение. Поэтому здесь был взрыв в голове – то есть взрыв сознания, изменение качества мышления, мироощущения незакрепощенного», – поясняет скульптор Сергей Орлов.

Ощутить свободу, насладиться одиночеством, почувствовать себя настоящим отшельником можно в «Удаленном офисе» Александра Константинова. С одной стороны, он похож на дачу с видами на лес, с другой – напоминает рабочее место с компьютерами и передающими антеннами.

Еще один проект называется «Ремонт земли». Ее восстановлением занялись художники Иван Колесников и Сергей Денисов. Они провели операцию на теле Земли и с помощью корабельных канатов наложили на раны швы.

Самым масштабным оказался проект Василия Щетинина «Солнечный круг».  Архитектор использовал природный ландшафт – уникальную долину, которая появилась под воздействием старого русла реки Угра. Сорок два гектара гектара земли было вспахано и засеяно цветами. Поле имеет форму круга или чаши, а в его центре находится смотровая площадка. 

«Человек, находясь в центре этого поля, видит уникальную панораму – поле нереального цвета», – отмечает архитектор Василий Щетинин.

Предполагается, что в следующем году фестиваль вновь вернется к объектам, которые будут подчинены ландшафту. И главную роль будет играть сама природа.