27.07.2010 | 10:30

Судьба выпускников театральных вузов

Каждый год конкурс на актерские факультеты практически любого театрального вуза Москвы составляет от ста до двухсот человек. Для сравнения – в Европе несколько раз меньше. Западная молодежь более трезво оценивает перспективы поиска работы на весьма специфическом рынке труда. После отмены распределения, хорошим показателем трудоустройства воспитанников столичных театральных вузов, как утверждают педагоги этих вузов, считается двадцать пять процентов. Из выпускников последних лет действительно работают в театрах не более пяти процентов. Почему так происходит, выясняли «Новости культуры».

Из театрального вуза в театр – такой, казалось бы, очевидный путь. В случае со школой-студией МХАТ еще и короткий – до МХТ имени Чехова всего несколько шагов. Но все чаще этот путь преграждает статистика: она упорно напоминает, что спрос на молодых актеров гораздо ниже, чем предложение. Получается, кто-то идет в официанты, кто-то в рекламу, а получить приглашение на работу в московский театр, пусть даже не такой престижный, как МХТ, сегодня большая удача. Чаще других она улыбается выпускникам театральных вузов так называемой «золотой пятерки» - ГИТИСа, Школы-студии МХАТ, Щепкинского училища, Щукинского и ВГИКа. Но даже им трудоустройство не гарантировано. Худруки на дипломные спектакли ходят все реже, и даже личные знакомства мастеров курсов не помогают.

Ректор Театрального института имени Б. Щукина Евгений Князев рассказывает: «Звонят в театры к уважаемому художественному руководителю, и он говорит: «У меня труппа переполнена. Я не могу найти работу тем, которые у меня есть».

Уж выпускники Щепкинского училища без работы не останутся, был уверен выпускник Высшего театрального училища имени М. Щепкина Евгений Казак до того момента, пока не начались просмотры в театры. Первый же подействовал как холодный душ.

«Первый показ в был в «Et Cetera», - говорит Евгений. - Все веселые, бодрые, желающие работать. Туда никого не взяли. Дальше был театр Джигарханяна. Там нас хорошо послушали и на следующий показ отправили 8 человек».
Женя говорит, что ему повезло – позвали в московский театр «Модерн». Но среди его однокурсников есть те, кто приглашений ждет до сих пор.

Ольга Коровяковская, выпускница Высшего театрального училища имени М. Щепкина, говорит: «Где-то на показов десять я сходила. И ниоткуда не перезвонили. Я бы очень хотела играть в театре, но в том театре, где я бы хотела, он даже нас не смотрит».

В ближайших планах Ольги – два коротких метра. Есть предложения сниматься в сериалах. Возможности для профессионального роста, может, и не такие, как в театре, зато зарплата точно выше.

Педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин говорит: «Любое актерское дело – это актерский хлеб, конечно. Актер должен зарабатывать себе на хлеб. Сейчас мир изменился. Стремиться в государственный театр на небольшие зарплаты… Не знаю».

Все равно не перевелись еще романтики, которые театром живут и ради творчества готовы рискнуть. Небезызвестные в Москве «кудряши» - выпускники мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе, дважды победители международного фестиваля «Твой шанс», сознательно проигнорировали просмотры в театрах.

Рустам Ахмадеев, выпускник ГИТИСа, так объясняет свое решение: «Мы решили создать свой театр. Да, мы сильно рискуем. Но ситуация такая в Москве, что, выпускаясь, вся молодежь не знает, что делать, потому что даже если человек попадет в хороший театр хороший, то три года будет сидеть в десятом ряду, что-то хлопать, петь».

Елена Носова это прекрасно понимала, когда шесть лет назад, окончив театральный институт, стала искать работу. Готова была на любые, даже самые маленькие роли. Пробовалась в Театр Рубена Симонова, в «Et Ceterа», в Театр Образцова. Где-то сразу отказывали, где-то говорили, что перезвонят и не перезванивали. О работе в провинциальном театре даже не думала. После нескольких месяцев мытарств Лена начала вести детские праздники.

Елена Носова, выпускница Института русского театра, рассказывает: «У меня даже мысли не возникало куда-то поехать. Москва - это мой дом. Мало того, что я здесь живу, так, по моему мнению, все-таки здесь больше перспектив».

«Это вполне объяснимо и понятно, - признается Дмитрий Брусникин. - К, сожалению, это так. Еще нет таких культурных центров в России. Это проблема вообще страны, что все культурные ценности сосредоточены в двух городах».

В эти два города – Петербург и в большей степени в Москву – стремятся молодые актеры из всех российских городов и весей. Олег Чернятьев учился в Старом Осколе, в филиале Ярославского театрального института. Закончил его пять лет назад. Год служил в армии, а в 2006 переехал в Москву. С тех пор кем только не работал. «Я был грузчиком-комплектовщиком, официантом, художником по свету», - признается он. Был, разумеется, и штурм московских театров. «Я много театров обходил. В некоторых театрах просто не пускали: приходите завтра. Некоторые говорили, что у них сейчас никого нет», - рассказывает Олег.

Впереди у Олега очередное собеседование. Теперь он хочет вести корпоративы. Говорит, такая роль для него более привлекательна, чем любая главная в провинциальном театре. Несколько лет, еще во время учебы, Олег служил в труппе старооскольского драматического театра. Те, кто там остался работать, очень сожалеют, а время прошло.

Если даже выпускники провинциальных вузов бегут из местных театров, что говорить о тех, кто учился в Москве. Их в провинцию никакими калачами не заманишь. Ректор Щукинского училища Евгений Князев с грустью говорит, что легендарная вахтанговская школа стремительно теряет позиции в регионах. Чтобы решить эту проблему, в этом году в Щукинском училище запускают новую программу. «Мы набираем заочное отделение в Иркутске, для иркутского Драмтеатра имени Охлопкова, - говорит Князев. - Они будут учиться там, наездами наши педагоги будут приезжать. Два раза в год студенты будут приезжать на сессию. Таким образом, мы надеемся, наше имя в Сибири, в Иркутске сохранится».

В Москве же сохранится конкуренция за место под солнцем театральной рампы. Ведь диплом по специальности «Актер» – это как билет на участие в лотерее, в которой часто все решает не престиж оконченного вуза, не талант и даже не связи, а удача, эта капризная и непредсказуемая госпожа.