27.07.2010 | 14:50

Балет Начо Дуато - на сцене Большого

«Многогранность. Формы тишины и пустоты», - такое сложное название у спектакля, который представил на сцене Большого Начо Дуато. Этот балет на музыку Баха признан одной из лучших работ испанского хореографа. В 2000-м году «Многогранность» принесла Начо Дуато балетного Оскара - приз Бенуа де ля данс. Именно этот единственный «нечеховский» спектакль в афише Чеховского фестиваля звучит его финальным аккордом. Рассказывают «Новости культуры».

 

Испанец Начо Дуато для московской публики теперь свой. Три спектакля за один год. Вначале ошеломительный успех «На Флореста» в Станиславского и Немировича-Данченко. Потом на Чеховском фестивале довольно мрачная история о Чехове в «Бесконечном саду», теперь многогранный Бах.

«В Чехове надо было рассказать историю, а здесь все связано с музыкой. И про личную жизнь Баха речь не идет», - отмечает танцовщик Франсиско Лоренсо (Аргентина).

Сам Дуато в этот вечер наравне с танцорами готовится к спектаклю. Тянется, разогревается, готовит тело к работе. Он не танцует уже двенадцать лет. За собой оставил только два спектакля – «Крылья» и Баха, а вот и главный герой, это у него по сценарию Дуато вначале попросит разрешения на постановку спектакля, а потом прощения за вольное обращение с музыкой.

«Я выбирал такую музыку, под которую можно танцевать, и Бах не рассердился бы. У Баха много музыки, которую вообще трогать нельзя грязными руками - кантаты, мессы, до которых нельзя дотрагиваться танцем», - считает Начо Дуато.

Дуато дотронулся танцем до двадцати двух произведений Баха. И не прогадал. Балету больше десяти лет. Заказ для Веймара стал не проходным спектаклем – главной удачей Дуато. Так услышать и исполнить музыку Баха не каждый виртуоз решится.

Тела танцовщиков становятся то клавесином, то контрабасом. Инесс Перейра никогда не думала, что будет девушкой-виолончелью.

«Сложно не танцевать самой. А слушаться своего партнера. Ведь я целиком в его руках. Я всего лишь инструмент, а он – музыкант, привыкнуть к этой мысли было не просто. Но это одна из самых прекрасных сцен», - уверяет танцовщица Инес Перейра (Испания).

Артисты танцуют в балетках… Из зала кажется, что они босиком. Кринолины и парики – ироничный реверанс галантному веку. Шорты и спортивные майки – дань сегодняшнему дню. Дуато не только постановщик танцев, к костюмам и декорациям он тоже приложил руку.

«Я не позволяю что-то делать без меня… Вся конструкция спектакля в моей голове, не только танец… Декорация в Бахе, например, – нотная партитура, а танцующие люди – это ноты», - убеждает Начо Дуато.

Люди-ноты не только на хитроумной трех ярусной конструкции, но даже на световом экране. Дуато любитель эффектных трюков. У танцовщиков только одна проблема – приспособиться к накату сцены…

«Сложно с наклоном. Многие шаги надо было адаптировать. Первое время даже падали, но потом привыкли. И тело быстро адаптировалось к новому пространству», - рассказывает танцовщик Соохее Уотмен.

Дуато разбил спектакль на две части. В первой пропел дифирамбы многогранности Баха. В нем много света, движения, юмора. Во второй хореограф прощается с Бахом. Его смерть – главная драма… С его уходом в мире наступает тишина.

«Финальная фуга - одно из последних произведений Баха. Композитор даже сам не мог его записать, он надиктовал его. Это и последний аккорд балета», - объясняет танцовщица Луиса Мария Ариас (Испания).

Сам Дуато появляется на сцене в прологе и в финальной фуге. Он танцует самого себя – хореографа, сделавшего приношение великому композитору. Для Дуато это - уже ритуал.

«Я как хореограф выхожу и прошу у Баха разрешения своими грязными руками залезть в его гениальное творчество. Он мне говорит – да. Я делаю хореографию. Ставлю балет, а в конце выхожу, чтобы сказать до свидания и спасибо за то, что он сделал», - добавляет хореограф.

Испанский национальный балет последний раз работает в таком составе. После двадцати лет руководства Дуато оставляет труппу. Контракт с ним не продлен. В среду у хореографа видеомост «Москва - Санкт-Петербург», на котором он расскажет о своих планах. А пока у него пять вечеров в Большом под музыку Баха.

Все материалы по теме>>>