28.07.2010 | 10:48

Фестиваль "Музыка в изгнании"

Музыка не признает границ, но в ее истории немало шедевров, рожденных тоской авторов по утраченной родине. Представить в особой тональности творчество композиторов ХХ века, работавших в вынужденной эмиграции, – цель Международного фестиваля «Музыка в изгнании». Форум проходит в столице во второй раз, и по традиции каждому из 12 концертов сопутствует открытие художественной выставки. Рассказывают «Новости культуры».

В последнее время к нам стали возвращаться имена художников и музыкантов, которые вынуждены были покинуть свою родину по разным причинам, часто потому, что их искусство не вписывалось в рамки официального. Им посвящен фестиваль « Музыка в изгнании». В прошлом году акцент был сделан на сочинения российских композиторов, в этом - переместился в Европу. На фестивале звучат произведения ХХ века, авторов, которых уже нет с нами. Тем не менее не обошлось без исключений. Открывает концерт сочинения словацкого композитора Павла Шимаи, который вынужден был эмигрировать в Швейцарию.

Президент фестиваля Татьяна Ланская говорит: «На шведском языке будет исполняться, то есть к нам прибавляются такие композиторы. Аналогов нет».

Мартину, Хиндемит, Барток, Лигетти - эти композиторы писали как масштабные произведения, так и камерные, концертные, причем, в разных авангардных техниках. Некоторые из сочинений публика открыла только сейчас. Лишь в 1995 году в рукописях Хиндемита были найдены «Дуэты для кларнета и виолончели».

«Они играли их вместе с женой. Хиндемит играл на кларнете, жена на виолончели, - рассказывает Кларнетист Евгений Варавко. - Это была салонная музыка. Там очень много зашифрованных подтекстов. Один из номеров называется «Марш королевской артиллерии львов с посвящением "W". Известно, что так он называл свою жену».

В этом году фестиваль сопровождается выставками. Первую из них открывает Катя Медведева. Специально к фестивалю она написала портрет Сергея Рахманинова. Для нее композитор - ангел, вестник, которому интуиция помогает создавать такие божественные сочинения.

Художник Катя Медведева говорит: «Я его хотела сделать в таком красивом халате, лилиями покрытыми, у меня лилий целая серия почти. Думаю, сделаю халат домашний, и он у пианино. А смотрю, идет сама. Откуда-то бантики взялись».

Катя всегда в поиске. Для того, чтобы появилась картина, ей подходит любой материал. Так кусочки разрезанного шарфа превращаются у нее в триколор, а из люрекса возникают главы церквей. Но об этом сразу забываешь и любуешься на ее златоглавую Москву. Совсем также, когда слушаешь музыку.