28.07.2010 | 11:58

Печать 28 июля 2010 года

«Недоросли эпохи ЕГЭ» – образовательный уровень российских абитуриентов падает из года в год. Миф или история – Федор Бондарчук готовится к съемкам эпического фильма «Сталинград» в формате 3D. Эти и другие темы – на страницах сегодняшней печати и в обзоре «Новостей культуры».

***
Вчера в российских ВУЗах началась первая волна зачисления, сообщают «Известия». Приемные комиссии вывесили списки абитуриентов с указанием набранных баллов на основе результатов Единого госэкзамена. К сожалению, общий уровень абитуриентов оставляет желать лучшего. Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович утверждает: «Наша средняя школа сегодня выпускает менее качественный продукт, чем раньше. Причин здесь много: вымывание кадрового состава, падение престижа учительской профессии, невысокая оплата труда». Григорий Канторович – сторонник ЕГЭ. Он видит в новой системе оценки знаний школьников, в основном, плюсы. Между тем, поступить в институт можно не только по баллам ЕГЭ, но и по результатам олимпиад школьников, которые проводят сами ВУЗы. Рособрнадзор привел интересные факты. Всего 350 школьников получили 100 баллов за ЕГЭ по информатике, физике и математике, а призеров вузовских олимпиад – одиннадцать с половиной тысяч! Это в тридцать раз больше! Как-то слишком много «ломоносовых», имеющих льготы.

***
«Российская газета» продолжает публиковать интервью с финалистами литературной премии «Большая книга». Уже второй год подряд в шорт-лист премии попадают произведения Бориса Евсеева. В 2009 году – сборник рассказов «Лавка нищих», в этом году – роман «Евстигней» о композиторе XIX века Евстигнее Фомине. «Я не отрицаю важности премий для современного писателя: это хотя бы временный уход от издательского конвейера и других "подстав" литературного процесса. Но литература – не спорт! Здесь не победы и поражения, а открытие истины или не открытие ее, совпадение писателя с собственным замыслом или несовпадение с ним». Героя своего нового романа Борис Евсеев называет «внутренним делателем» русской культуры, а не внешним ее «глашатаем». Евстигней Фомин почти два столетия был «за кадром», однако именно он заложил профессиональные основы русской классической музыки, «стал ее родоначальником».

***
Федор Бондарчук готовится к съемкам эпического фильма «Сталинград». Писатель и журналист Дмитрий Быков задал режиссеру несколько каверзных вопросов. Беседу опубликовал «Собеседник». «Я с некоторым ужасом узнал, что вы решились на 3D», – замечает Быков. «Я привык, что почти все мои действия сопровождает некоторый ужас. Сначала на это реагируешь нервно, потом привыкаешь, потом это становится для тебя стимулом. Взялся за "Сталинград" – кошмар. Предположил, что часть картины будет в 3D, – конец света. Это люди еще сюжета не знают», – отвечает Федор Бондарчук. Он называет этот проект «мифологическим кино». По его мнению, эпоха военного реализма закончилась, и для молодых людей – а это главная аудитория фильма – Великая отечественная уже стала мифом. «Сталинград же – вообще особенная территория». Дмитрий Быков комментирует высказывания режиссера только в постскриптуме: «А сценарий "Сталинграда" Бондарчук мне прислал, и я его прочел. И при всем своем недоверии к идее, жанру и к принципиальной возможности снять сегодня хорошее военное кино должен признаться, что это сценарий исключительный. Снять его как следует очень трудно. Но запороть, мне кажется, трудней».