28.07.2010 | 19:41

Двухнедельная танцевальная "Диверсия" близится к завершению

Двухнедельная танцевальная «Диверсия» близится к завершению. Летний фестиваль танц-спектаклей и перформансов с таким провокационным названием впервые проходит в Москве. И хотя смотр самостоятельный, он основан в Костроме, в столице он стал своеобразным продолжением Летней школы танца «ЦЕХ». Программа «Диверсии» посвящена десятилетию «ЦЕХа». Среди гостей фестиваля – группа Джона Джасперса – участники Американского фестиваля танца. Рассказывают «Новости культуры».

В здании проекта «Фабрика», у входа в Актовый зал, собираются люди, которые пришли на спектакль Джона Джасперса. Здесь почти все знают друг друга в лицо: кто-то учится в летней школе танца «ЦЕХ», кто-то преподает.

«Поскольку мы существуем десять лет, то всех, кому интересен современный танец, знаем в лицо. Если появляется какой-то новый человек в этой среде, мы его сразу замечаем», – говорит директор агентства театров танца «ЦЕХ» Елена Тупысева.

Фестиваль «Диверсия» для этих людей – настоящий праздник, выход из репетиционного зала на сцену, возможность увидеть учителей в действии и понять, чем живет аналогичное сообщество в Америке.

«В России обычно представляют американский истеблишмент: большие танцевальные компании, джаз и прочее. Танца и перформанса мало», – продолжает Елена Тупысева. 

Джон Джасперс, Джоди Мельник и Бекки Хилтон – ветераны нью-йоркского танцевального андеграунда. Хореограф Джасперс – лауреат профессиональной премии «Бесси» и основатель компании своего имени. Мельник работала с известными американскими хореографами Тришой Браун и Твайлой Тарп. Хилтон после пятнадцати лет танцевальной практики в Нью-Йорке преподает в Австралии. Они дружат с 1985 года и меняются на глазах друг у друга.

«Никто из нас не может танцевать, как раньше. Высокие прыжки, силовые поддержки, движения с большой амплитудой – это все не про нас. Я отдаю себе отчет в том, что мы сдаем как танцовщики. Зато как перформеры выигрываем. За нашими плечами жизнь и опыт. У нас голова на плечах, и мы артисты», – замечает Джон Джасперс.

Спектакль «Беки, Джоди и Джон»  – дружеский жест. Джасперс с юмором и тактом позволяет танцовщикам, кому за сорок, выразить свой опыт, рассказать о том, что привело их в танец и что в нем удерживает.

«Вот уже двадцать пять лет я занимаюсь экспериментальным искусством. В этой области особое значение придается новому. Идея новизны связана с идеей молодости, потому старение становится проблемой», – добавляет хореограф. 

Впрочем, не такой жесткой, как в классическом балете. В современном танце те, кому за сорок, могут оставаться на сцене до тех пор, пока у них есть, что сказать. У Джон Джасперса есть. Он доказывает, что взросление человечно, что поддержки  – это не столько об эротике, сколько о дружеских связях. Он откровенен: разбирает свой опыт по кирпичикам и строит новое. Так что в конце спектакля от него дым идет. Мастер доказывает, как жестоко было бы заменить живое и думающее тело на танец механизмов с дистанционным управлением.