29.07.2010 | 11:32

Павел Кадочников. Километры извилистых путей

Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Павла Кадочникова. Лучшую характеристику кумиру советского кино дал Сергей Эйзенштейн. На своей фотографии, подаренной молодому Кадочникову, великий режиссер написал: «Дорогому Оборотню Павлу, с необыкновенной легкостью проходящему километры извилистых путей». Кадочников обладал уникальным даром перевоплощения. Известно, что в одной из ролей его не узнал собственный отец. Достойно переносить испытания то популярностью, то годами простоя помогал невероятно сильный характер. Рассказывают «Новости культуры».

Юткевич, Эйзенштейн, Барнет, Михалков, Кончаловский – Павел Кадочников всю жизнь снимался у лучших режиссеров. Кого только не сыграл: в его послужном списке - и пролетарский писатель Максим Горький, и герой Мересьев, и царь Берендей из «Снегурочки», и мотогонщик Федор Ермолаев в «Укротительнице тигров», и профессор Огурцов в «Блондинке за углом».

«Когда мы в подготовительный период с ним пришли на стадион посмотреть футбол, - вспоминает режиссер Валерий Усков. - На трибунах люди, увидев его, встали. Вот была какая популярность после его фильмов, прекрасных актерских работ. Он был действительно герой, советский герой».

Уже в 20 лет Кадочников стал ведущим актером Ленинградского театра юного зрителя. На один из спектаклей пришел режиссер Сергей Юткевич, и Кадочников стал сниматься в кино. Это был фильм «Человек с ружьем».

«Я считаю, что наиболее удачные довоенные роли – это исполнение Горького в фильме "Свердлов", "Яков Свердлов" режиссера Юткевича, и там же он играл параллельно роль простого рабочего парня с очень элементарным гримом», - рассказывает режиссер Геннадий Полока.

На передовую Кадочникова не пустили. Его фронтом стала съемочная площадка фильма братьев Васильевых «Оборона Царицына». Актера заметил Сергей Эйзенштейн и пригласил его сняться в фильме «Иван Грозный» в роли наивного и простодушного Владимира Старицкого.

«Вы болван – Штюбинг!» - любимое выражение мальчишек послевоенного времени – пошло от Кадочникова. Так говорил его герой – майор Федотов из фильма «Подвиг разведчика». Через год после выхода этой картины Кадочникову предложили сыграть Алексея Мересьева в «Повести о настоящем человеке». Параллельно на эту роль пробовали и Сергея Бондарчука. Решить, кто будет играть героя, должен был сам товарищ Сталин.  «Такая сцена была на пробах, когда он стучал по ногам-протезам, - рассказывает Валерий Усков. - Два человека это сделали. Это сделал Бондарчук с огромной глубиной, трагедией, тяжестью и драмой, и очень легко и весело это сделал Кадочников».

Во время хрущевской оттепели в советском кино была эпоха неореализма. На экранах страны масштабным личностям больше не было места, их заменили простые рабочие, служащие – такие, как большинство зрителей. Кадочникова все реже приглашали сниматься.

В 70-е новый виток популярности Павлу Кадочникову принесла «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова. Потом они вместе снялись у Андрея Кончаловского в «Сибириаде». Призы крупных международных фестивалей, казалось, вот оно – абсолютное счастье. Но одного за другим Павел Кадочников потерял в те годы двух сыновей. «Младший трагический погиб, - рассказывает Геннадий Полока. - Он был телевизионным ведущим в Питере. И старший, который был артистом. Они остались с женой одни».

Единственным спасением стала для артиста работа. В 80-е Кадочников не только очень много снимался. Он поставил фильм «Серебряные струны». Александр Галибин работал с Кадочниковым-режиссером в этой картине. «Это была мечта Павла Петровича, которую он осуществил, – снять картину о нашем выдающемся балалаечнике Андрееве, от которого началась целая эпоха русских музыкальных инструментов, оркестр знаменитый», - вспоминает Галибин.

Вскоре после завершения этой работы, 2 мая 1988 года, Павла Кадочникова не стало.

К 95-летию со дня рождения Павла Кадочникова наш телеканал покажет программу «Герой советского народа». Смотрите ее сегодня в 20 часов 45 минут.