30.07.2010 | 10:50

Об истории смеха рассказывают "Граждане третьего сорта"

На фестивале танцевальных спектаклей и перформансов «Диверсия» продолжается американская программа. Команда с вызывающим названием «Граждане третьего сорта» - сборная стран Латинской Америки. Все они в разное время уехали в США и пробивались через тернии к звездам. В Москве они впервые. Привезли спектакль, посвященный истории смеха. Никогда еще танцовщики современного танца на сцене так много не смеялись. При этом они детально изучили все, что связано с этой человеческой реакцией - от работы мышц и пластики тела до эмоциональной составляющей. Своими наблюдениями артисты поделились с московской публикой. Рассказывают «Новости культуры».


На вечерний спектакль публика не торопится. Многие прямиком из «ЦЕХА», там целый день ломают свои тела, изучая танцевальные техники. Но если большинство педагогов дает мастер-классы в летней школе, а потом показывают свои работы на «Диверсии», то о «Гражданах третьего сорта» почти ничего не известно, кроме того, что все они из Латинской Америки.

Хореограф Луис Лара Малвасиас из США говорит: «Мы так назвались из-за протеста. В Америке первое время было не важно, откуда я – из Венесуэлы, Боливии, Чили. Если у тебя немного узкие глаза, ты – азиат. Мы тогда и создали эту компанию. Даже стали проводить фестивали разных стран, чтобы сказать, что мы все разные».

Вначале они долго смотрят друг на друга, потом на видео, где долго смеется японка, потом, упав на пол, долго смеются сами. Потом в тишине синхронно изучают потолок, ползут свои метровые дистанции, чтобы опять долго смеяться.

К этому Луис и Мануэль готовились основательно: человеческий смех изучали как научную дисциплину. Все разложили по полочкам, на собственных мышцах проверяли, как реагирует на смех тело, наблюдали за лицами детей, женщин, пожилых людей. Чтобы так двигаться и так смеяться, нужна закалка. Мануэль, например, долго работал с Сашей Вальц.

Танцовщик Мануэль Альфонсо Перес Торрес рассказывает: «На самом деле спектакль не простой. Нужна сила, чтобы смех и движения сделать одновременно. Мы не просто смеемся, мы разыгрываем историю людей, которые смеются много раз в день и не задумываются об этом».

К этим двоим присоединяется Иво Бол, композитор. Все звуки этого спектакля дело его рук и компьютерной программы. Он не только записал смех Луиса и Мануэля, а сам овладел языком хохота.

Из этого складывается звуковой фон спектакля. «Здесь нет как таковой музыки, - говорит Иво Бол. - Смех, слова, звуки, мы сделали специально такой фон, чтобы максимально сосредоточиться на движении и звуковом ряде».

Четвертый участник этой команды – режиссер по свету Дэвид Тираш. Он - за световым пультом. Эта четверка не только собирается на отдельные проекты, они давно и «Граждане третьего сорта».

«Мы в разное время приехали в Америку, но прошли почти один и тот же путь. Нам проще, потому что мы знаем друг друга и понимаем, как воплотить эти безумные идеи», - признается Дэвид Тираш.

«Граждане третьего сорта» закрывают американский блок фестиваля. В субботу еще один спектакль – Саши Пепеляева. Эта последняя диверсантская работа. 

Читайте также:

Двухнедельная танцевальная «Диверсия» близится к завершению

Неделя пластических экспериментов в летнем «Цехе»

Летняя школа танца «Цех» бьет рекорды по числу участников