30.07.2010 | 11:13

"Музыка в изгнании": венгерские ноты

Программу Международного фестиваля «Музыка в изгнании» продолжили молодые исполнители из Венгрии. Они уверены, есть пророки в своем отечестве, есть национальная исполнительская школа, границы которой, культурной глобализации до сих пор не удалось размыть. Для своего выступления в Москве выпускники Будапештской консерватории выбрали сочинения венгерских композиторов-эмигрантов ХХ века. Музыка «с трудной судьбой» прозвучала в их трактовке неожиданно легко. Подробности сообщают «Новости культуры».


 
Печать изгнанника и эмигранта не в паспортах, а в биографиях композиторов, чьи сочинения звучат на фестивале «Музыка в изгнании». Этот вечер посвящен венгерским авторам. Среди них - имена тех, кто, попав в опалу, на долгие годы стал изгоем в собственной стране.

Арт-директор фестиваля Татьяна Ланская говорит: «Лигети, Донаньи. Мы считали, что это не в тематике фестиваля, так как они не уезжали из Венгрии во время осуждения в отличие от Бартока».  Их изгнание было намного страшнее, чем изгнание Бартока. Эти люди после войны были оклеветаны., изгнаны из Венгрии, жили в Австрии, реабилитированы в конце жизни.

В программе музыкального вечера представлен камерный репертуар - песни для голоса и фортепиано. По истории венгерской музыки певица Адриен Микш могла бы читать лекции. Было у кого учиться. Ее педагогом в Будапешской консерватории имени Листа была Эмеше Вираг. Обучив премудростям вокала Адриен, она стала аккомпанировать бывшей ученице.

«Она фантастическая певица, и это не гордость педагога, не потому что она была моей студенткой. Она легко справляется с любым музыкальным материалом. Вот, например, этот концерт. Песни достаточно сложные и для певицы и для аккомпаниатора», - говорит Эмеше Вираг. «Именно Эмеше Вираг открыла мне глаза на богатый мир венгерской музыки, помогла ее почувствовать», - признается Адриен Микш.

Каждый концерт Международного фестиваля «Музыка в изгнании» сопровождает художественная выставка. На вечере венгерской музыки свои работы представила Татьяна Кроль. Экспозиция «Москва. Без остановки» соединила несколько эпох. Культовые личности советского прошлого соседствуют с персонами из современных глянцевых журналов, тут же и литературные классики из XIX века. «В каждой эпохе есть свои кумиры, герои, - говорит художница Татьяна Кроль. - Один из героев - Маяковский, рядом Гоголь, Гагарин, Ленин. На эти образы я наслаиваю современный ритм, современный гламур».

Технику, в которой работает, художница и искусствовед Татьяна Кроль определяет как принт. В основе картин лежат фотоснимки, их количество на одном полотне доходит до двухсот. Наслаиваясь друг на друга, они превращаются в символы и знаки. Как с их помощью постичь тайну музыки венгерских композиторов-изгнанников? Параллели каждый при желании может поискать для себя сам.

Читайте также:

Фестиваль «Музыка в изгнании»