12.09.2017 | 09:50

В Пушкинском музее готова к открытию самая "взрывоопасная" выставка осени

Выставка "Октябрь" китайского художника Цая Гоцяна - готова к открытию. Выпускник Шанхайской театральной академии, обладатель "Золотого Льва" Венецианской биеннале, лауреат премии Asia Art Award – знаменит на весь мир. В том числе, благодаря своим работам из пороха. Выставка в Москве - своеобразная рефлексия на тему 100-летия революции 17-го года. Репортаж Станислава Дорэ.

Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись на выставке - стойкий запах пороха, это главный компонент работ Цай Гоцяна. Вот его масштабное полотно "Река", в основе которого 100 фотографий, сделанных москвичами в минувшем веке. За тем, как создавалась, а точнее взрывалась в одном из павильонов ВДНХ эта метафорическая работа о жизни, подобной реке, на прошлой неделе наблюдали журналисты и публика.

Редкий случай: процесс создания подобен настоящему шоу. Пороховых дел мастер Цай Гоцян долго искал свой стиль и метод работы - популярность ему принесли именно картины из пороха. До этого он много лет работал в классической манере - большое влияние на него оказали наши мастера.

"Для меня русские художники - первые учителя. Помню, когда я только учился рисовать, то часто пытался копировать Крамского, Левитана. Я даже умудрялся находить в своей родной китайской деревне места, напоминающие те, что писал Левитан", - отметил художник Цай Гоцян.

Любовь к необъятным российским просторам нашла отражение в гигантской инсталляции "Земля", это символ русской нивы, но главные скрытые символы можно увидеть, лишь посмотрев в отражение зеркала, расположенного над инсталляцией. Готовя проект, посвященный Октябрьской революции, в Пушкинском решили сделать ставку на зарубежного автора, который тоже хорошо знает, что такое революция и коммунизм.

"Его детство, его юность связаны с коммунистическим Китаем и Октябрьская революция отразилась на истории этой страны сильно. Именно в этот период он стал формироваться как личность, на нём эти конкретные переживания", - объяснила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Одним из ярких воспоминаний детства Цай Гоцян называет времена великой культурной революции Мао Цзэдуна - тогда ему вместе с отцом за считанные дни пришлось сжечь огромную домашнюю библиотеку и закопать в саду древние миниатюры. Готовя проект об Октябрьской революции , Гоцян решил сделать акцент не на политике, а на культуре. 

"Сам Цай признался, что главной темой размышлений был Малевич - как знак революции в искусстве, и вместе с тем, ему казалось несправедливым, что все помнят про "Черный квадрат", хотя это триптих с кругом и крестом", - рассказала куратор выставки Александра Данилова.

Выставка Цай Гоцяна официально еще не открыта, но китайский художник уже успел наделать шуму в столице - возведённая им баррикада у главного входа в Пушкинский музей - инсталляция "Осень" - вызвала бурное обсуждение. 

Новости культуры