02.08.2010 | 12:09

Выставка "Живопись после живописи"

«Из чего делают искусство, что делает искусство»? Для участников художественной программы перекрестного Года Россия - Франция, этот вопрос не риторический. Названием совместного выставочного проекта послужил тезис одного из самых известных современных философов Жака Рансьера. Он с 1960-х годов прошлого века изучает взаимосвязи искусства и общества. Цель художника, по Рансьеру, пробудить творца в каждом зрителе. Ознакомиться с оригинальными авторскими методиками «эстетической реанимации» можно на выставке в Государственном центре современного искусства. Из дружественного Центра современного искусства Бретани, обладателя одной из крупнейших во Франции актуальных коллекций, в Москву приехала «Живопись после живописи». Подробности – у «Новостей культуры».


Сначала кураторы выставки снимают один слой упаковки, потом еще один, а под ним оказывается еще столько же. Эти меры предосторожности не случайны. Работа немецкого художника Ребекки Хорн может рассыпаться от одного прикосновения. Ее пирамида целиком состоит из пигмента, из которого делают краски. Ребекка Хорн знаменита своими фантастическими механизмами. Они всегда остроумны и каждый может интерпретировать их по-своему.

Технический директор Регионального фонда современного искусства - ФРАК Бретань Алан Кузигу говорит: «Маятник раскачивается над горой из пигмента и не касается ее, расстояние меньше миллиметра. Кажется, что вот-вот он ее разрушит, но в какой-то момент маятник останавливается точно над вершиной горы и возникает эффект опасности: что сейчас что-то произойдет, и гора рассыпается».

«Живопись после живописи» - вот что показывают на выставке в Центре современного искусства. После того, как Казимир Малевич в 1915 году написал свой знаменитый «Черный квадрат», по мнению некоторых искусствоведов, истории традиционной живописи был положен конец. И то, что показывают на выставке сегодня, назвать живописью можно только условно. Например, есть на выставке картина, которая создана при помощи муки, соли и меда.

Куратор выставки Михаил Миндлин рассказывает: «Многие художники в ХХ веке говорили, что век живописи закончился, но он не закончился. Я убежден, что вряд ли когда-то закончится. Потому что используются и материалы живописные, и технологии живописные, но в другом виде, в другом качестве, в контексте новых концепций, предложенных художниками».

Порой эти концепции выглядят парадоксально. Французский художник Клод Рюто создает монохромные полотна, которые специально развешивает так, чтобы казалось, будто им тесно в выставочном пространстве.

«Он предлагает вариант крушения живописи, - говорит куратор выставки Ирина Горлова. - Он был связан с идеей деконструкции живописи вообще, с идеей того, существует ли вообще картина сегодня или нет, с идеей смерти и возрождения живописи».

Все зависит только от того, что можно считать изобразительным искусством в начале XXI века. Модный французский художник Жак Виллегле конструирует свои работы из обрывков старых афиш. Мирей Матье, неизвестная французская фигуристка и до сих пор памятные всему миру студенческие бунты 1968 года. Автор как будто восклицает: «Картина умерла, да здравствует картина!».

Все материалы о Годе Россия - Франция>>