03.08.2010 | 10:35

По каким учебникам изучать историю?

Меньше чем через месяц тысячи школьников по всей стране вновь сядут за парты, но прежде учителям истории предстоит решить, по какому из множества рекомендованных учебников преподавать свой предмет. Зачастую они предлагают совершенно противоположные трактовки одних и тех же событий. Выбор правильного учебника истории остается одной из самых острых проблем современного школьного образования. Рассказывают «Новости культуры».

Сегодня в федеральном перечне Минобрнауки России - более ста учебников истории. Часто трактовки фактов в них принципиально разные. Разобраться в этом потоке школьному учителю очень сложно.

Ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин рассказывает: «Есть учителя, которым проще с одним учебником, к нему еще есть методичка. Он будет с удовольствием работать по одному учебнику. Эта ситуация неоднородна. Даже если сегодня ввести один учебник, уже сегодня среди учителей есть ребята, выросшие за эти 15 лет, они на это просто не пойдут».

Опасения, что завтра у всех на партах появится «Краткий курс ВКП(б)», конечно, беспочвенны, считает Эдуард Никитин. Что касается выбора одного единственного учебника истории, его иногда осуществляет вовсе не учитель, а местный орган управления образования.

СИНХРОН Эдуард Никитин, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«С точки зрения органа управления образования, если они финансируют приобретение учебников, какой у них интерес? Важно ли им разбираться с содержанием? Конечно, сузить фронт поиска. Им удобнее: начальнику договориться с одним издательством, отдать деньги этому издательству, получить откат от этого заказа».

Учебников должно быть несколько, но немного, считают историки. Какие из них выбрать, учитель определит сам. Как трактовать неоднозначные события, об этом, возможно, договорятся в Ассоциации школьных учителей истории, которая была создана этим летом.

«Ассоциация может издавать пособия для учителей, где может быть сказано, что по такой-то проблеме, скажем, происхождение Древней Руси, имеются разные точки зрения. Есть мнения и у нас разные, есть украинское мнение», - говорит директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

В странах ЕС преподавание истории в школе – тоже в центре внимания. Александр Чубарьян поражен, когда на недавней конференции в Стамбуле при обсуждении будущего единого учебника истории Евросоюза, составили список важных и обязательных тем. В России, где многим историческим вопросам до сих пор ломают копья, необходимо приходить к консенсусу, говорят ученые.

«Консенсус должен быть в обосновании раскрытия наиболее ключевых моментов отечественной и мировой истории, - считает Александр Чубарьян. - В истории Великой Отечественной войны, конечно, есть разные исследования потерь, националистских организаций, проблема плена. Но общие оценки роли войны, решающего вклада Советского Союза в ней – должны быть в учебнике».

Однако истории столько, сколько историков. Уже два десятилетия российский учитель преподает так, как считает правильным. Из ста тысяч специалистов треть – это педагоги старой закалки, без знаний новых технологий, которыми активно пользуются их ученики.

Ректор РГГУ Ефим Пивовар говорит: «Их нельзя сравнивать с молодежью доинформационной эпохи. Нельзя не учитывать специфику. Они меньше читают, чем студенты в прошлом, но они читают по-другому: через Wi-Fi в любом кафе. Необходимо готовить кадры, которые будут специалистами в области исторического интернетоведения».

Как осовременить образовательные технологии и выработать стандарты преподавания истории в школе? Уже этой зимой учителя и научные работники будут обсуждать эти острые проблемы на своем первом съезде.