03.08.2010 | 11:52

Печать. 3 августа 2010 года

Что стало причиной отставки Леонида Десятникова с поста музыкального руководителя Большого театра? Эта и другие темы сегодняшних газет – в обзоре «Новостей культуры».

***
В понедельник генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов объявил об отставке музыкального руководителя Леонида Десятникова. Газета «Время новостей» попыталась понять, что же стало причиной увольнения. Из заявлений сторон это неясно, а пресс-служба Большого ситуацию не комментирует. В момент подписания контракта с театром композитор Леонид Десятников заявлял, что рассматривает себя в качестве кризис-менеджера, не уточняя однако, в чем заключается кризис. Теперь, похоже, он преодолен. Прошедший сезон был для Большого удачным. Вспомнить хотя бы две громкие премьеры – оперы «Воццек» и «Летучая мышь». «Не стоит искать художественную составляющую в решении о прекращении деятельности Леонида Десятникова в качестве художественного руководителя. Представляется, что причины исключительно административные или же, как уже случалось в истории Большого, идеологические. Вообще стоило бы пресс-службе Большого театра поторопиться с оглашением официальной позиции. А то неудобно как-то получается».

***
Итоги московского оперного сезона подводят «Новые известия». «Медленно и верно наши музыкальные театры идут навстречу новым веяниям в сфере одного из самых консервативных искусств», – пишет газета. «На оперную сцену прорвалась оперетта и актуальные аллюзии дня сегодняшнего». Обозреватель скрупулезно разбирает сезон в Большом, «Геликоне», Музыкальном театре имени Станиславского и делает вывод: «Столичных оперных премьер было немного: то ли отголоски кризиса все еще действуют, то ли опера в России – еще более штучное производство, чем балет. Во всяком случае, цена вопроса не падала: увиденные спектакли отличались сценографической масштабностью и очевидным финансовым вливанием. Налицо также негласное, но решительное признание столичными музыкальными театрами невозможности делать новые спектакли в эстетике так называемых традиций».

***
Почетный член Норвежского комитета мира Фредрик Хеффермел обвинил Нобелевский комитет в том, что тот злоупотребляет оказанным ему доверием, пишут «Новые известия». В завещании Нобеля сказано, что премию следует присуждать тому, «кто действовал более всех или лучше всех в деле примирения народов и ликвидации или уменьшения армий, а также организации и распространении мирных конгрессов». А значит премию не должны были получить Лех Валенса, Ясир Арафат, Шимон Перес и Барак Обама. «Какое отношение к борьбе за мир имеют люди, которые или сами способствовали войнам, или занимались достойными, но не имеющими ничего общего с миротворчеством делами вроде посадки деревьев, организации банков для бедных или экологией?» – возмущается Фредрик Хеффермел. Директор норвежского Нобелевского института Гейр Лундестад отстаивает позицию комитета: «Критика Хеффермела безосновательна. Завещание Нобеля следует толковать, как и все законы. Так же мы читаем и тексты Библии, и Корана. Важно следовать духу желания Нобеля, а не конкретным словам». Хеффермел не удовлетворился такой свободной трактовкой воли Нобеля и подал в суд на норвежский Нобелевский комитет.