03.08.2010 | 12:24

Из чего делают искусство, что делает искусство?

Коллекция Центра современного искусства Бретани теперь в Москве. Российские любители контемпорари арт могут увидеть раритеты из крупнейшего в Европе собрания искусства второй половины ХХ века. Французская коллекция насчитывает три с половиной тысячи произведений более пяти сотен мастеров, но в ней собраны работы художников и других стран. В Москву привезли три десятка. Это инсталляции, арт-объекты, произведения живописи, фотографии и видеоработы. Все это многообразие видов и жанров представлено в выставочном проекте в рамках Года Франции в России. Задействованы сразу две лучшие экспозиционные площадки столицы – сам Центр современного искусства и «Винзавод». А объединяет выставки красноречивое название: «Из чего делают искусство, что делает искусство?!». Эти вопросы отражают, пожалуй, самые актуальные проблемы, волнующие современных мастеров Старого Света. Рассказывают «Новости культуры».

Французский художник Паскаль Пико создал не просто катушку с нитками, а молитвенную мельницу. Раскрутишь – и задумаешься о вечном. По мнению организаторов, это лучший экспонат выставки. Впрочем, все, что представлено в экспозиции, имеет свой философский смысл.

Маятник с оранжево-желтым пигментом – фантазия на тему машин Ребекки Хорн, а трехмерная композиция «Запасник 2» Томаса Хубера – шкаф с загадкой. Так и хочется спросить, а что же там, внутри?

«Такой типовой стеллаж, запасник живописи. Он увидел его и объявил произведением искусства. Вполне органично имплантирован в среду, потому что он окружен произведениями искусства, которые должны храниться в этих стеллажах», – говорит куратор выставки Михаил Миндлин.
 
Эта выставка в Центре современного искусства называется «После живописи». Здесь решается вопрос, жива или мертва живопись? Если она не умерла, то точно видоизменилась, по мнению французского художника Клода Рюто.

«Он предлагает вариант крушения живописи. Он был связан с идеей деконструкции живописи вообще, с идеей того, существует ли картина сегодня или нет», – поясняет куратор выставки Ирина Горлова.

Художники испытывают реальность и даже создают новые модели мира. Экспериментируют с формами, масштабами, технологиями. Для современных авторов нет запретных материалов. Мука, мед, газетные обрывки, песок неожиданно становятся искусством.

«Мы отбирали работы по принципу соотношения искусства с реальностью. Как художники могут ставить острые вопросы? Можно ли создать новый мир, реконструировать или преобразовать его?» – замечает куратор выставки Доминик Абенсур.

Фабрису Иберу новый мир видится в окружении зеленых человечков. А Кристиан Болтански совмещает несовместимое, с точки зрения морали: детские портреты и коробки, напоминающие погребальные урны. Впрочем, можно их воспринимать совсем иначе – как шкатулки с секретом. Разбудить в зрителе творца – это ли не месседж современного искусства?

Все материалы по теме>>>