08.09.2017 | 20:12

100-летие "Маскарада" в постановке Мейерхольда отметят в Большом театре

Итак, в Большом театре - "Маскарад". 100-летие премьеры спектакля Всеволода Мейерхольда Александринский театр отметил возрождением легендарной постановки, но уже в трактовке Валерия Фокина. Тщательно воссозданы и режиссерская партитура, и весь комплекс сценического оформления и костюмов по сохранившимся эскизам Александра Головина. Саму постановку можно будет увидеть завтра и послезавтра. А декорации и наряды - уже сегодня: в Большом открылась выставка под названием "Последний спектакль Российской империи". Репортаж Ольги Ениной.

В этих платьях восемь дам кружились в вальсе, когда Нина пела свой романс, воздушные - созданные из тюля платья подчёркивали пластичность их движений.

"Эти цветы начинали буквально порхать вокруг этих барышень, он танцевали будто в воздухе, это был удивительный художественный эффект. Когда Арбенин мрачный, как чёрная фигура, бродил в поисках Нины, которая ускользала от него, в окружении вот этих вращающихся, порхающих барышень. Это был удивительный контраст, решение режиссёрское, художественное, дизайнерское и музыкальное", - отметил заместитель худрука Александринского театра Александр Чепуров.

Платья, эскизы, реквизит долгое время считались утраченными. 2 июля 41-го года спектакль шёл на сцене Александринского театра в последний раз - немцы бомбили Ленинград. Было объявлено что бомба попала в декорационный склад Александринки и уничтожила всё. Но это оказалось вымыслом - чтобы убрать из репертуара работу репрессированного и расстеленного Мейерхольда. Спектакль был снят.

"И тогда худрук театра Леонид Вивьен написал с репертуара снять спектакль - хранить вечно. Благодаря этому все эти вещи, костюмы, декорации, бутофория, реквизит были спрятаны на складах Александринского театра, и вплоть до 60-х годов никто об этом не знал. Впервые эти вещи появились вновь на сцене Александринки только на вечере, посящённом столетию Мейерхольда - 1974 году", - объяснил Александр Чепуров.

Самая дорогая постановка Российской империи - 300 тысяч золотом. Всеволод Мейерхолльд и Александр Головин работали над спектаклем шесть лет, объединяя целый спектр различных течений и оттачивая аболютно всё. Было создано почти три тысячи эскизов - не только декораций, занавесов, костюмов... От мельчайшей детали до решения концептульного образа спектакля. Аналогов к подготовке такого масштабного сценического произведения, говорят специалисты, просто не существует.

"Обычно художник делает типовой костюм артисту, хору, массовым артистам и персонажам - 100 эскизов, 150 - уже много, а тут 3000! понимаете масштаб? Была колоссальная работа, при этом ещё переосмысление в историческом плане. Это не было переносом во времени, это была некая стилизация, причём, эта стилизация рождалась у Мейерхольда и Головина в совместной работе", - рассказал директор Театрального музея имени А.А. Бахрешина Дмитрий Родионов.

100 лет назад критики называли спектакль "реквиемом по уходящей эпохе", сегодня говорят - это гимп отечественному театру. Современную интерпретацию лермонтовской драмы но ведущую своего рода диалог со спектаклем Мейерхольда, представит Валерий Фокин в Большом театре уже завтра.

На актрисах можно будет увидеть копии платьев из последнего спектакля империи, правда, тоже с небольшими изменениями - их пришлось расширить - дамы уже не ходят в корсетах, и обладательниц таких тонких талий, как были 100 лет назад, сегодня едва ли можно найти. 

Новости культуры