04.08.2010 | 12:08

Печать. 4 августа 2010 года

Новая цель «черных копателей» – каменный век. Ученые бьют тревогу: каждое лето «нелегальная археология» приобретает характер эпидемии. Подробнее об этой и других темах сегодняшних газет – в обзоре «Новостей культуры».

***
«Аргументы и факты» пишут о «черных копателях» или «черных археологах», деятельность которых активизируется каждое лето. По самой грубой прикидке, сообщает газета, в настоящий момент разведано не более десяти процентов всех археологических памятников европейской части России. Так что поле для незаконной деятельности – практически, за каждой деревней. Сотрудник отдела охранных раскопок Института археологии Ирина Сапрыкина утверждает: «В Подмосковье почти все курганные группы подверглись ограблению. Причем копают профессионально. И интересуются буквально всем. Раньше, например, археологи, занимающиеся каменным веком, работали относительно спокойно – ну кому нужны битые горшки, кремневые стрелы и гранитные топоры? Теперь на рынке внезапно появился спрос на грамотно подобранные коллекции предметов каменного века. И "черные" тут же отреагировали созданием специальных отрядов, которые занимаются исключительно "камнем"».

***
Центр «Сколково» может начать работу задолго до того, как будут построены его первые лаборатории и жилые корпуса. В Институте современного развития планируют создать виртуальный Инноград, сообщает «Российская газета». Координатор рабочей группы проекта «Сколково» Олег Алексеев утверждает: «В полную силу "физический" Инноград развернется лет через 25-30, одно строительство займет не год и не два. А, получив статус "сколковцев", компании могли бы немедленно приступить к работе у себя на местах, сразу после принятия закона».

***
Критик Юрий Архипов пишет на страницах «Литературной газеты» о тридцатитомном собрании сочинений Василия Розанова. Причем, первый том вышел еще в далеком 1994 году. Неясность издательских перспектив и хаотичность огромного наследия Розанова обусловили странную композицию издания. После трех томов газетных статей издатели выпускают важное сочинение Розанова «Семейный вопрос в России». «Выстроено тридцатитомное издание не столько хронологически, сколько тематически. Все, чем отметился в первую голову гений Розанова и чем он люб нам доныне, можно обрести тут в отдельных, иногда смежно-прилегающих томах». Однако даже в тридцатитомник не вошли все произведения Розанова, и сейчас готовится к изданию еще несколько собраний сочинений русского философа.

***
«Время новостей» пишет о завершении летнего сезона в одном из самых интересных театров Америки  New York City Ballet. В этом году сразу пять артистов дали свои последние выступления. Этот «парад пенсионеров» никак не настраивал на острые театральные впечатления, пишет обозреватель. К тому же, театр, созданный великим Баланчиным, из-за океана воспринимался, как «мавзолей гениального хореографа». Другое дело, из зрительного зала. Вот впечатления от «Серенады» Баланчина: «Затанцованная и засмотренная до дыр хореография главного балета XX века оказалась живой историей про любовь и разлуку, про спасение и надежду, вызывающей сочувствие мелодрамой, без привычной нам надмирной рефлексии мариинских артистов. И казавшийся законсервированным и таким "возвышенным" балет вдруг приобрел живой и насмешливый баланчинский аллюр». В этом сезоне New York City Ballet представил семь премьер. И все работы объединены общей концепцией использования архитектуры в танце. Причем, за архитектурную составляющую отвечал знаменитый Сантьяго Калатрава. На революцию этот эксперимент не потянул, но был крайне интересным.