05.08.2010 | 11:05

"Послесловие" Марии Версоцкой

В Государственном литературном музее открылась экспозиция «Послесловие». Это первая, и, к сожалению, посмертная персональная выставка художницы Марии Версоцкой. Она закончила художественный факультет одного из лучших столичных вузов – Полиграфического института, была ученицей знаменитого книжного графика Дмитрия Бисти. Работы Марии Версоцкой высоко ценил Булат Окуджава, их собирали многие известные художники и артисты. Рассказывают «Новости культуры».


Выставку организовала художница Наталья Смолянская - лучшая подруга Марии Версоцкой. До последнего дня они были вместе. «Она очень долго и очень тяжело болела и очень мужественно боролась.. Она безумно любила жизнь», - говорит о подруге Смолянская.

Любила жизнь и все, что ее окружало: незначительные бытовые вещицы были ей интересней, чем нечто масштабное. С помощью деталей создавала уют и в своем доме, и в своих работах.

Мария Версоцкая шла от одной детской мечты к другой. 1986 год, дипломная работа - иллюстрации к Бабелю. Его «Одесские рассказы» она полюбила еще в детстве, а в 1990-е она ушла от книжной графики и стала делать кукол, сказочных персонажей.

В 80-е руководитель ее дипломного проекта, художник Дмитрий Бисти ратовал за то, чтобы Бабеля издали именно с иллюстрациями Марии Версоцкой, но не сложилось.

Куратор выставки «Послесловие» Наталья Реброва говорит: «Мы показываем эту серию, совершенно завершенную, мастерски исполненную, показываем впервые. И с надеждой, что может быть сейчас будет такой толчок для выхода книги "Одесские рассказы" с иллюстрациями Марии Версоцкой».

Минимализм и четкая линия – это так же остро, как писал Бабель. Мария Версоцкая мечтала иллюстрировать книги, но пришли 1990-е годы. «Вы знаете, это было такое время, когда все пошли продавать свою продукцию в Измайлово, кто-то расписывал доски, кто-то делал картинки. Стало трудно работать, трудно найти работу в издательствах, и Маша открыла для себя новую технику», - вспоминает Наталья Смолянская.

Иллюстрировать книги она стала по-другому: начала делать барельефных кукол на сюжеты сказок, тоже с мельчайшими деталями. Работа с куклами совпала с рождением дочери. Это отразилось на выборе тем. Такие кукольные иллюстрации Мария Версоцкая делала к «Золушке», «Принцессе на горошине».

Выставка в Литературном музее небольшая. Но это все, что сохранила семья художницы, остальное - в частных коллекциях по всему миру.