05.09.2017 | 12:42

Артисты Театра на Литейном сыграли "Вишневый сад" на территории Шереметьевского дворца

Сад Шереметьевского дворца в Санкт-Петербурге на время стал "вишнёвым". Артисты Театра на Литейном воспользовались соседством с историческим ансамблем и превратили его в усадьбу Раневской. Свои монологи герои чеховской пьесы произносили среди живых, а не бутафорских деревьев. Подробности у Дмитрия Ясковского. 

Зрители с легким волнением занимают места. Они не подозревают, что через несколько минут будет совершенно неважно, кто сядет в кресло перед тобой - высокий широкоплечий здоровяк, который загородит собой сцену или скромная незаметная театралка. Старый слуга Фирс, похожий на папу Карло из сказки о Буратино, уведет их прямо через сцену и небольшую дверь в стене в тот самый прекрасный вишневый сад.

Для актеров это серьезный профессиональный эксперимент. Накануне репетиции, готовясь к спектаклю, Сергей Азеев прошагал немало километров по дорожкам бывшего Шереметьевского сада.

"Посади в зрительный зал человека, и мы будем понимать, что с ним происходит. Здесь все по-другому. Это некая импровизация, по крайней мере, в первой половине спектакля", - объяснил актер театра Сергей Азеев.

 Привычная условно-театральная подача неуместна. Откровенное заигрывание с публикой тоже. Но режиссер Андрей Сидельников не боится экспериментировать.

"Я не разрушаю Чехова, а даю ему новое прочтение, новую жизнь, потому что восприятие зрителя меняется и через современные приемы хочется, чтобы Чехов зазвучал", - рассказал режиссер-постановщик спектакля Андрей Сидельников.

Деревья - тоже полноправные участники этого действа. Когда в пьесе речь идет о том, что сад нужно вырубить, сердца зрителей слегка вздрагивают.

Вишен в саду у Фонтанного дома нет. Зато, здесь прекрасно живут дубы, каштаны и лиственницы. Эти деревья живут по 300-500 лет. Возможно, именно их видел Чехов во время одного из визита в Петербург.

Примерно через час публике все же удается посидеть перед небольшой импровизированной сценой, почти балаганчиком. Жанр пантомимы сложен как для актера, так и для восприятия зрителя.

"Современные актеры двигаются, танцуют, и мне кажется, это обогащает, потому что они осваивают форму, наполняют это содержанием. И если происходит так, актер освобождается, спектакль приобретает другое звучание", - отметил Андрей Сидельников.

Как это часто бывает при смелых экспериментах - мнения разделились. Кто-то все же почувствовал обиду за великого классика.

"Тот редкий случай, когда я ухожу раньше из театра, что редко бывает", - отметила одна из зрителей.

Новости культуры