06.08.2010 | 19:33

"Гимн труду" – выставка в Корпусе Бенуа Русского музея

Подвиг трудового народа и эстетика индустриального пейзажа – в Корпусе Бенуа Русского музея открыта выставка «Гимн труду». Его воспевают две с половиной сотни произведений – живопись, графика, пластические и декоративно-прикладные формы, созданные в 1910-е – 1970-е годы. Тема, кажется, уже ушедшая из отечественного изобразительного искусства по причине нещадной эксплуатации в Стране Советов, неожиданно оказалась вновь интересна зрителю. Рассказывают «Новости культуры».

В разгар сезона отпусков выставка с названием «Гимн труду» могла бы вызвать легкое раздражение, но сомнения организаторов развеялись после открытия экспозиции. Тенденция современной жизни с установкой на развлечения на культорологическом уровне наконец-то столкнулась с напоминанием о том, чем был простой физический труд на протяжении всего советского периода. Многие помнят, что такое соцсоревнование, соцзаказ. Парадоксально, но выставка производит совершенно другой эффект, Пусть не без налета идеологии, но все же очень открытое, чистое искусство.

В 1920-е – 1930-е годы индустриальная тема неизбежно вовлекала в свою орбиту художников первого ряда. «Цех Путиловского завода» в исполнении Филонова, «Текстильщицы» Дейнеки, «Портет рабочего» Малевича и, конечно, «Пролетарии» в исполнении Петрова-Водкина. Эти работы хороши, как и произведения любого крупного мастера, вне зависимости от идеологических реалий и заказа. Во времена, когда ни одна крупная выставка не обходилась без прославления людей труда, художники часто оказывались на производстве и находили там материал для выражения своих творческих замыслов.

Больше половины произведений проекта «Гимн труду» никогда раньше не участвовали в выставках. В свое время они оказались слишком продвинутыми для индустриальной темы и застряли в фондах. Одно из открытий экспозиции – работы погибшего в блокаду Семена Павлова.  Пафос труда в живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Композиция под названием «Смычка» представляет настоящего крестьянина, с бородой и в лаптях, и пролетария, с которым трудно не подружиться.

Отдельный раздел выставки посвящен индустриальному пейзажу, мрачному и величественному, доминанты которого постепенно вырываются из городской среды. Удачным дополнением проекта служат и фрагменты из поэтических произведений. Лучшей аннотацией для этих картин могли бы послужить слова Вадима Шефнера: «Но я люблю почти до слез, любовью пристальной и старой, огни, вращение колес и рев разгневанного пара».