09.08.2010 | 11:18

В мастерской скульптора Леонида Баранова

В мастерской Леонида Баранова побывали Петр Первый и Николай Гоголь, Екатерина Вторая и Федор Достоевский, Александр Невский и Петр Столыпин. Речь, конечно, не о реальных людях, а об их скульптурных изображениях. Леонид Баранов - признанный мастер исторического портрета. К некоторым из своих героев он возвращается вновь и вновь, стремясь достичь максимального сходства, скрупулезно дорабатывая каждую деталь внешности. Вот и сейчас Леонид Баранов параллельно работает над несколькими скульптурами. Подробности – у «Новостей культуры».

Создание скульптур - процесс бесконечный, считает Леонид Баранов. Одна начинается, другая продолжается, третья заканчивается, четвертая - отливается, пятая – полируется. Сейчас в процессе работы сразу несколько произведений. Скульптура «Воскресение Христа» практически готова, но автор не спешит объявить об этом. «Постоит лет пять, и мы увидим тогда, что еще нужно доделать», - говорит Баранов.

Для скульптуры Достоевского «Апофеоз» практически отлиты все детали. После того, как мастер удостоверился, что они подходят, их сняли для доработки. «Вот нога, которая сейчас уже прихвачена к телу. Ее придется отпилить, доделать все мелкие детали: ногти, пальцы - все, что не доделано. Потом посадить на место. Только тогда будет окончательная сборка», - рассказывает скульптор.

Работу над портретом Владимира Корбакова пока пришлось отложить. Известный вологодский художник создал серию автопортретов в стиле Эль Греко, Уорхола, Дали и других знаменитостей. Леонид Баранов решил изобразить его в образе Дионисия.

«Поскольку он так одет и выглядит не очень современно, но похож на него. Я начал делать эту скульптуру большую глиняную. Сейчас в связи с нашими тяжелыми житейскими обстоятельствами работать невозможно: глина сохнет, все падает. Пока пришлось отложить», - говорит Баранов.

Зато с гипсовыми барельефами Петра, Александра Невского, Екатерины, Столыпина, Пушкина и других выдающихся личностей скульптору недавно пришлось расстаться. Леонид Баранов делал их на заказ для одного парадного зала. В мастерской остались лишь модели. Всегда в работе над портретами скульптор стремится к максимальной точности. По его мнению, здесь не может быть никаких мелочей. Даже одежда должна соответствовать той эпохе, в которой жил тот или иной персонаж. В этом Леонид Баранов не боится показаться старомодным, а следует собственным наблюдениям. Ведь в наше время исторических героев часто изображают с современными аксессуарами.

«Идешь по улице, видишь, что изображен Пушкин, но почему-то пуговицы у него не там, где они должны быть. Если я не знаю, где пуговицы должны быть, я пройду просто мимо, - говорит мастер. - А если я знаю это, то это и есть та самая точка, на которую будешь смотреть и думать: а почему пуговицы не там? Уж если они есть, пусть будут там, где им положено. Такого рода сбои, в принципе, уничтожают впечатление и контакт с изображаемым персонажем»

Как рождаются образы, скульптор объяснить не может. Они приходят сами. Например, Пушкин оказался во фраке. Пока это лишь восковая модель, которую предстоит отлить из бронзы. «Воск немножко плавится. Но поскольку он на гипсовой основе сидит, он же тоненький воск, а внутри гипс. Пока держится», - говорит Баранов.

Если жара продолжится, то воск может поплыть. Тогда все придется делать заново.