10.08.2010 | 11:50

Александр Адабашьян: "Сейчас у нас это самые девальвированные слова – гений и талант"

Он твердо решил, что станет художником, когда получил премию за оформление школьного актового зала к Новому году. С тех пор список профессий Александра Адабашьяна значительно пополнился – кинодраматург, актер, режиссер. Не устояла даже опера - в 1997 году Адабашьян поставил «Бориса Годунова» в Мариинском театре, а через год – «Хованщину» в «Ла Скала». Но Италию и Францию, по собственному признанию, он оставляет для работы, а жить может только в России. Именно в России в кругу друзей Александр Адабашьян сегодня отмечает 65-летие. Подробности – у «Новостей культуры».

В свой день рождения он не хочет пышных торжеств. Только близкие – другой компании Александр Адабашьян и не ищет. «Предпочитаю одиночество. Вообще, друзей много не бывает, - говорит он. - Если кто-то говорит, что у него много друзей, значит, у него нет ни одного».

Все помнят классического английского дворецкого Бэрримора «Из Шерлока Холмса» и типичного советского писателя Берлиоза из «Мастера и Маргариты». При этом Адабашьян никогда не учился на актера. Так точно воссоздавать абсолютно противоположенные характеры ему удается только благодаря своей наблюдательности и знанию кино. Ведь он поработал и сценаристом, и режиссером, и художником-постановщиком.

«Все, чем занимаются люди в кинематографе, умеет делать Александр Артемович, - говорит режиссер Сергей Соловьев. - Он может быть художником по костюмам, реквизитором, может быть главным художником картины, плакатистом – он умеет делать все».

Его роман с кинематографом начался еще до работы над фильмом «Свой среди чужих…». Кончаловский попросил его написать сценарий для картины «Поклонник». После этого дебюта Адабашьян продолжил писать сценарии. Многие ленты, которые по ним были сняты, уже стали классикой – «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Родня». Во всех этих картинах Михалкова он был художником-постановщиком.

Композитор Эдуард Артемьев рассказывает: «У меня ощущение, что это один из самых ярких людей, которых я встречал в своей жизни, в первой тройке, наверное. По эмоциональному наполнению, напряжению. К тому же он глубоких знаний человек, прочитал массу книг».

Любовь к французской литературе – этим языком Адабашьян владеет в совершенстве – привела его в режиссуру. Роман Симоны Арезе «Мадо» - история о бывшей воспитаннице монастыря, которая разносит чужие письма и мечтает, чтобы однажды ей тоже пришла весть от прекрасного незнакомца. Во Франции фильм приняли на ура, но в России начала 1990-х была совсем другая конъюнктура.

«Книга была написана от первого лица, как монолог, - говорит Александр Адабашьян. - И надо было как-то все это переводить в действие, надо было это действие придумывать. И по мере придумывания я все дальше отдалялся от текста. Сейчас это кино приписывают чуть ли не к классике. Но я помню, что творилось в прессе, когда я приехал сюда. Размазали меня тогда тонким слоем».

В этом году Адабашьян выступил еще в одном амплуа: он открыл выставку своих эскизов. В основном это знаменитые «заставки» - пейзажи XIX века, которые в фильмах использовали вместо натурных съемок. Когда художник готовится к съемкам, он всегда делает наброски. Адабашьян так преуспел в каждой из своих киноспециальностей, что многие называют его человеком Ренессанса, но сам мастер к таким эпитетам относится осторожно.

«Очень важно какой-то камертон иметь, точку отсчета, - признается он. - Есть такая простая процедура: сними с полки томик Толстого, с любой страницы почитай и успокойся. Сразу все осядет, мастерство превратится в некое владение ремеслом, благодаря опыту – не более того. Потому что сейчас у нас это самые девальвированные слова – гений и талант».

Все свои успехи Адабашьян скромно приписывает везению и профессионализму людей, с которыми работает. Тем, что делает он сам, всегда хотя бы немного, но недоволен. Сейчас маэстро думает над очередным сценарием. Замысел пока держит в тайне. Несмотря на все свои заслуги, отдыхать не собирается.