10.08.2010 | 16:07

Живопись русского романтизма: из Третьяковки - в парижский особняк

Музей романтической жизни в Париже ждет важных гостей – около семидесяти произведений живописи, скульптуры и графики из коллекции Третьяковской галереи. Годы правления императора Александра Первого, эпоха Пушкина и Гоголя стала временем расцвета романтизма в русском искусстве. Шедевры из коллекции Третьяковки отправятся в Париж в рамках Года Франции в России. Подготовка к этой выставке длилась два года, а сейчас выходит на завершающий этап. Рассказывают «Новости культуры».

Кажется, в залах Третьяковки ничего не изменилось. Белых пятен вместо снятых картин нет. Их место сразу же занимают другие работы, хранящиеся в запасниках и отвечающие определенным требованиям.

«И по времени, и по авторству круг художников, который представлен в этом зале, подходит. Даже по размеру . В развеске учитывается размер, масштаб и жанр», – поясняет хранитель отдела живописи XVIII – первой половины XIX века Наталья Преснова. 

Прежде, чем развесить работы, на рамы ставят сигнализацию. «Здесь стекло, отсюда картину не вытащишь. Значит, можно вытащить отсюда. Оклеивается она по периметру, и ее изъять невозможно, не нарушив сигнализацию», – показывает наладчик контрольно-измерительных приборов Андрей Иванкин

Те произведения, которые совсем скоро отправятся на выставку, проходят профилактику и реставрацию. Некоторые сменят хрупкие резные рамы на простой багет. Не все могут безболезненно выдержать переезд даже в специальных ящиках. Что же касается самого проекта, то куратор Людмила Маркина считает его уникальным. Во первых, выставки русского романтизма проходят кране редко. Кроме того, сам французский музей необычен. Это бывшая усадьба на окраине Парижа. В ней когда-то находился литературный салон, в котором бывали Жорж Санд и Шопен. Экспозиция частично будет располагаться в особняке, частично – в пристройках.

Оказалось, не все отобранные на выставку произведения подходят по размеру к интерьерам французской усадьбы. К тому же, в Третьяковке есть так называемые «невыездные картины». Например, портрет Пушкина кисти Кипренского. Так что пришлось искать замену. Вместо живописного в Париж отправится графический портрет поэта.

Шедевр эпохи романтизма – портрет Нестора Кукольника кисти Карла Брюллова. Художник подчеркнул благородство и загадочность писателя. При внешней сдержанности – внутреннее напряжение, и все это передано контрастами света и тени. 

«Мы тут вспоминаем и Онегина, и Печорина . Он сидит, "как Денди лондонский одет". Не случайно в руке цилиндр – очень важный такой элемент модного человека тех лет», – отмечает Людмила Маркина.

Первооткрывателем романтического пейзажа был Сильвестр Щедрин. 

«Соединение холодного света и цвета костра, который  отбрасывает теплые блики. И вот эти люди, сидящие у костра, кто они: контрабантисты, которые там греются», – продолжает куратор выставки.

Сотрудники Третьяковки при подготовке к Международной выставке в последнюю очередь снимают из постоянной экспозиции хрестоматийные картины, наиболее любимые зрителями. Ведь они будут отсутствовать в этих залах больше трех месяцев, и любителям романтизма их будет не хватать.

Все материалы по теме>>>