11.08.2010 | 10:50

Реставрация Исаакиевского собора: новый этап работ

В Петербурге реставраторы Исаакиевского собора приступили к новому этапу работ. Мастерам предстоит восстановить живопись на восьми пилонах и алтарной двери храма. Полотна «Святая княгиня Ольга» и «Введение во Храм Пресвятой Девы Марии» уже перекочевали в реставрационную мастерскую. «Новости культуры» побывали в «святая святых».

 

Реставрационная - как операционная. Яркий свет - люди в белых халатах со скальпелями в руках. Снимают свинцовую шпаклевку с обратной стороны холста, чтобы потом было легче восстановить оригинальную живопись.

«Он снимает - слой за слоем – до тех пор, пока не появится вот этот - авторский холст», - объясняет художник-реставратор Владимир Стразов.

Перед операцией был рентген - в ультрафиолете видны темные, более поздние мазки живописцев-реставраторов и светлый контур кисти мастера. К картинам не прикасались полвека - и теперь у специалистов много грязной работы. В дело идут пылесос и утюг.

«Старый утюг, дедовский еще, мы используем для укрепления живописи. Он - самое необходимое в этой работе. Пропариваем через пленочку - укрепляется грунт таким образом», - рассказывает художник-реставратор Александр Дворников.

Это называется техническая реставрация. Когда специалисты колдуют над изнанкой картины. Можно ее не делать - хлопот будет намного меньше. Но восстановленное полотно начнет разрушаться уже через пару лет.

«Основа основ - это честность реставратора. Это ведь никто не увидит, если сделать неправильно, понимаете? Никто пальцем не ткнет. Пусть этого не видно - это совесть реставратора», - отмечает Владимир Стразов.

Настоящая творческая кухня - кисти рядом с кастрюлями. Словно здесь работают не реставраторы, а повара.

Секрет реставрационной кулинарии. Как приготовить специфическую смесь для того, чтобы авторские краски были яркими и долговечными. Берем осетровый клей, смешиваем его с пчелиным медом, добавляем антисептик, чтобы смесь не портилась, и в итоге получается бурое желе, похожее на мармелад, и даже пахнет аппетитно. Его впоследствии растапливают и наносят на картины.

Пока полотна на реставрации - вместо оригинального «Введения во храм Пресвятой Девы Марии» - пилон украшает фоторепродукция. А на двери малого алтаря Александра Невского - только небольшое фото картины «Святая княгиня Ольга». Эти живописные полотна планируют восстановить к осени. Еще семь - на очереди - во временном хранилище.

«Когда происходит старение, нарушается лаковое покрытие, дегенерирует лак, которые защищает от влияния среды, кракелюры - это такие трещины в картине, начинает сегодня плохо вести себя холст - он морщится», - объясняет заместитель директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Борис Подольский.

Все эти повреждения лечатся - говорят сотрудники музея-памятника. Если мастер не боится испачкать руки и умеет готовить. Будут ли деньги, чтобы пригласить таких профессионалов - врачей, прачек и поваров от художественной реставрации в одном лице - станет ясно первого сентября. Когда подведут итоги конкурса по государственной программе «Культура России», в которой участвует, в том числе - Исаакиевский собор.