11.08.2010 | 11:10

Печать. 11 августа 2010

Почему русская литература остается самым надежным «стабилизационным фондом» Отечества? Эта и другие темы публикаций в сегодняшних газетах – в рубрике «Печать - у «Новостей культуры».

 

«Литературная газета» публикует интервью писателя, литературного критика Валентина Курбатова. Недавно он стал лауреатом национальной премии «Хранители наследия», которую вручает Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. «…Сегодня мы не чувствуем, что присутствуем при чем-то исторически серьезном, что наше сознание исторично. Как будто навсегда выпали из организма истории…». Поставив такой неутешительный диагноз нашей действительности, Валентин Курбатов высказал свои соображения о роли российского литератора: «…У писателя и есть сегодня самое высшее назначение в нашем Отечестве! Не у нефти и газа, не у офисного планктона, не у расторопных щеголей, кто изображает нас за границей… Ведь и мир бегает точно так же, как мы, и бессознательно ждет, что русский писатель задумается и опять скажет что-то человечески спасительное и придающее миру смысл»

***

Корреспондент «Российской газеты» Светлана Мазурова побеседовала с поэтом, писателем и бардом Александром Дольским. Его «Удивительный вальс», «Так хочется, пока живешь на свете», «Ох, Сережа» — классика отечественной авторской песни. Помимо этого Дольский — автор двух романов и нескольких сборников стихов. «Владение словом, строкой, строфой, - сказал Александр Дольский, -… со временем, конечно, усовершенствуется. Правда, сейчас ко мне уже не придут такие мысли, образы и повороты, какие были в юности, почему я и дорожу своими ранними стихами….Сейчас моя лирика уже другая, со взглядом сверху, с высоты прожитых лет». Наверное, предположу я, от этого сегодняшняя лирика поэта ничуть не становится хуже.

***

Вернуться к «Солярису» предлагает автор августовского номера журнала «Фома» Владимир Гурболиков. Журналист подробно анализирует образ главного героя – Криса Кельвина, который: «…Пытается убежать на Станцию, в космос, подальше от прошлого. Но Станция неожиданно для него оказывается местом, где некий Творец заглядывает в самое сердце человека, находя там образ того, о ком человек особенно мечтал бы забыть...» «"Солярис", - отмечает далее автор "Фомы", — фильм о том, что от мук совести никуда не уйдешь, пока не изменишься, пока не станешь другим. И, конечно же, это… не экранизация аналитического романа писателя-фантаста Лема, а притча, которая в каком-то смысле — отповедь автору повести…». От себя добавим, что писатель в итоге примирился с точкой зрения режиссера. В конце концов, большие художники всегда находят общий язык.