11.08.2010 | 12:27

Книги художников и художники книг – выставка в Хлебном доме

Государственный центр современного искусства организовал в Музее-заповеднике «Царицыно» выставку, объединившую сразу две экспозиции. Одна называется «Большое и маленькое» и посвящена советской книжной иллюстрации. На второй, которая называется «Ручная книга», представлены работы мастеров современного искусства в необычном жанре «бук арт». Соседство не случайно: при всей разности форм и технологий, тиражная книжная графика и уникальная «книга художника» – это разные направления одного и того же искусства книги. Рассказывают «Новости культуры»

Книги художников и художники книг. Две выставки в Хлебном доме кажутся очень разными лишь на первый взгляд. На самом деле современное искусство и детская иллюстрация неразрывно связаны. В 1960-х – 1970-х годах работа в Детгизе была для Ильи Кабакова, Эрика Булатова и других известных ныне концептуалистов единственным заработком. И единственным способом быть услышанными.

«Обмануть редактора, как они говорили. Надо было сделать так, чтобы книга была напечатана, и в то же время это был некоторый полигон для собственного творчества», – говорит куратор выставки «Большое и маленькое» Виталий Пацюков.

Эрик Булатов и Олег Васильев работали вместе больше тридцати лет. График был такой: полгода они писали картины, полгода иллюстрировали детские издания. Их живопись не была востребована, а книги с их рисунками были в каждой семье. Сегодня за этими изданиями даже охотятся коллекционеры. Впрочем, как и за оригиналами иллюстраций. В советских типографиях о таких сочных красках могли только мечтать.

«Задумка автора сделать стилизацию под какую-то тончайшую китайскую каллиграфию не могла повториться, потому что книжка, выходящая миллионными тиражами, не ставила перед собой такой задачи. Зато ее мог иметь каждый советский ребенок», – замечает куратор выставки «Большое и маленькое» Алина Федорович.

Художник Михаил Молочников переходит от одной части экспозиции к другой, как будто из одного времени – в другое. Когда-то он воспитывался на этих иллюстрациях, а сегодня сам создает книги, и очень необычные. «Бук-артом», или «книгой художника», Молочников увлекся давно. Теперь его произведения даже хранятся в Третьяковке.

«Эти книги называются итальянским словом leporetto – то есть сложенные книги-гармошки. В сложенном виде они напоминают книгу, но, когда люди ее раскладывают, получается такой большой объект, который работает на просвет. В нем работает воздух. Для меня очень важно, чтобы пространство вокруг книги тоже было задействовано», – подчеркивает художник.

В самом последнем зале Хлебного дома посетителей ждет сюрприз. На этом огромном листе бумаги напечатан роман «Война и мир». Целиком. Все четыре тома – крошечным шрифтом. Так что, если когда-то вы читали Толстого урывками, то теперь самое время восполнить пробелы. Впрочем, у этого экспоната надолго не задерживаются. Ведь, как говорила кэрроловская Алиса, «что толку в книге, если в ней нет картинок?».