07.08.2012 | 10:19

Музыка Франца Шуберта звучала на фестивале "Мистерия в Архангельском"

Итальянская, испанская, британская, австрийская и ночь в Версале – почувствовать особое очарование каждой из них в эти дни можно, не уезжая далеко от столицы. В подмосковном Архангельском продолжается фестиваль, который объединил различные жанры искусства. Один из концертов в старинном театре Гонзаго был целиком посвящен музыке Шуберта. Рассказывают «Новости культуры».

Это не костюмированные барышни. Это экспонаты выставки «Исторические костюмы, XIX век». В таких одеяниях могли слушать музыку гости хозяина усадьбы князя Николая Юсупова. Искусство поселилось здесь 200 лет назад. И с тех пор здесь прекрасно соседствуют искусства, рожденные в разные эпохи. Только на уникальных фотографиях Кирилла Курганова можно увидеть этих муз. До реставрации Большого театра они украшали плафон театрального зала, а теперь составляют серию снимков «Утраченные иллюзии». Все это так сказать прелюдия к концерту «Неоконченная серенада». В названии переплелись известнейшие сочинения Франца Шуберта – «Серенада» и «Неоконченная симфония», составив метафору его жизни. Она была слишком коротка, оборвалась в 28 лет.

В свою часть программы певица Татьяна Ланская включила и знаменитые вокальные миниатюры австрийского гения, такие как «Гретхен за прялкой», «Форель», «Серенада» и редко исполняемые, как итальянские песни на стихи Метастазио. Он известен главным образом как либреттист Моцарта. Шуберт в своих песнях увековечил поэтический дар Метастазио.

Прозвучала на концерте и знаменитая соната Шуберта, написанная для музыкального инструмента арпеджионе, изобретенного в 1823-м году венским мастером Иоганном Георгом Штауфером.

«Что-то среднее между виолончелью и гитарой, – рассказывает виолончелист, заслуженный артист России Александр Загоринский. – Там много струн. Старинный инструмент. Звучит значительно мягче, чем виолончель, ближе к гитаре, но на нем можно играть смычком. Шуберт поддержал этот инструмент и написал сонату для этого инструмента».

Эта соната – едва ли не единственное сочинение, написанное специально для арпеджионе. Инструмент стали забывать буквально через 10 лет после его создания. О нем напоминает прекраснейшая музыка Шуберта, его соната, которая теперь называется «Соната-арпеджионе». Она стала украшением репертуара виолончелистов.