07.08.2012 | 10:30

Алексей Баталов дает мастер-класс в летней киноакадемии Никиты Михалкова

Мастер-классы, репетиции, мастерские – каждый день у студентов киноакадемии Никиты Михалкова расписан по часам. За один месяц 39 человек, прошедших жесткий отбор, должны узнать секреты профессии. Итогом станет практика – съемки короткометражных фильмов, но пока – теория, лекции, которые в этой академии не пропускают и мастер-классы, на которые приходят легенды отечественного кинематографа. Рассказывают «Новости культуры».

Алексей Баталов появился, минута в минуту, и сразу же попросил – задавайте вопросы. У каждого – десятки, что спрашивать – выбирали, друг с другом советовались.

«Если режиссер не знает на площадке, что делать дальше, и актер не может делать задания режиссера, как помочь актеру?» – спрашивает студентка летней киноакадемии Н.Михалкова Батжанцан Хишигзаяа

Когда его спросят про опыт – признается, его, личный, вряд ли кому пригодится. Вспомнит первый выход на сцену, в 13 лет, во время войны, и первую фразу – «кушать подано», – ставшую уже чем-то вроде театральной легенды.

Эти слова – словно пароль – Алиса Кристи, студентка из Лондона, маскируя акцент, свой выход на пару секунд, разыграет.

Это одна из задумок академии – так не похожие на лекции и на обычные мастер-классы, встречи за чашкой чая. В маленьком зрительном зале, у народных артистов спрашивать могут все и все:

– Алексей Владимирович, здравствуйте, скажите, когда вы перестали бояться сделать не то?
– Я вообще никогда не боялся сделать не то.

«Очень важно, как распределить в этой роли себя, – считает Алексей Баталов. – Почему я вам говорю – сериал никто не знает, чем кончается, тогда неизвестно, как и начинать. Гениальное выражение «конец венчает дело». Вот надо это знать и потихонечку распределить так, чтобы это развивалось на глазах у зрителя».

Он расскажет о детстве в декорациях и за кулисами, о великом МХАТе и мхатовцах, об актерах, которые были готовы и действительно, умирали на сцене. О том, что в этой профессии нет никого важнее партнера, вспомнит – что это были съемки, как на фильме Летят журавли работал не просто оператор – создатель кино – Сергей Урусевский. И признается – сейчас, когда столько возможностей – камеры, компьютеры, техника – кинематографу так трудно отвоевывать зрителя от телеэкрана.

«Это было уже в истории, кстати говоря, – отмечает Алексей Баталов. – Однажды кинематограф (и это упало пострашнее, может быть, а, может, так же, как сейчас телевизор) когда он стал звуковой. И кого вы мне приведете в пример, кто на этом невероятно пострадал? Чарли Чаплин».

При полной, почти абсолютной тишине, выключили даже кондиционеры – микрофона не было, говорил Алексей Баталов тихо. Полутора часов на легенды от того, кого они сами называют легендой, кажется, не хватило. Когда закончился этот то ли мастер-класс, то ли творческий вечер – очередь за автографом растянулась такая, что грозила изменениями в расписании.

Читайте также: 

Никита Михалков открывает летнюю киноакадемию