12.08.2010 | 19:33

Современное российское кино на фестивале в Выборге

Российское кино живо, востребовано и популярно! И хотя ему порой отказано в широком прокате, среди отечественных смотров есть фестиваль, в рамках которого данное утверждение оспорить сложно. Выборг – северо-западный форпост страны – вот уже восемь лет является оплотом тех, кто снимает и смотрит российские фильмы. Фестиваль «Окно в Европу» в эти дни представляет почти шесть десятков лент в трех основных показах – игрового, документального и анимационного кино. Плюс шесть дополнительных программ. Новинка этого сезона «Жанр плюс» знакомит с кинодебютами, а «Выборгский счет», по традиции, будет предъявлен зрителями. Рассказывают «Новости культуры».

«Окном в Европу» этот фестиваль назвали не случайно. От Выборга до границы с Финляндией всего 37 километров. На земле, которая побывала под властью трех стран, есть и узкие улочки эпохи Екатерины Великой, и замок, построенный крестоносцами (сейчас это главный символ города), и, конечно, советские бетонные коробки. Словом, пространство и время меняются на каждом шагу.

И увидела мама в окно:
Мое детство бежит с табуреткой.
И кричала, что едет кино
На замен лимонада с конфеткой....

Это стихотворное посвящение Виктора Сухорукова фестивалю в Выборге. Город, где переплелось столько разных культур и эпох, он полюбил сразу. Говорит, в таком месте и фильмы нужно показывать самые яркие.

«Так хочется, чтобы эти картины обрели широкую публику, своего зрителя. И тогда наш российский кинозритель скажет: "Да, есть российское кино"», – уверен актер.

Виктор Сухоруков приехал в Выборг на юбилеи сразу двух картин, во многом определивших его творческую судьбу. Фильму «Бакенбарды», в котором дебютировал актер, исполняется двадцать лет, «Брату-2» – десять. И все же в центре внимания здесь новые ленты. В конкурсе игровых фильмов – одиннадцать картин. Большинство из них – философские. «Зона турбулентности» –это три киноновеллы о жизни современной деловой женщины, которую жесткий ритм мегаполиса превращает из человека в машину. Режиссер Евгения Тирдатова говорит, что кино снимала о себе самой.

«Это лучшее лекарство от турбулентности. Я приехала из Москвы сегодня, где одна сплошная турбулентность и не понятно вообще, как жить», – говорит она.

Еще один фильм о конфликте человека с ускоряющейся действительностью и потере жизненных ориентиров – «Южный календарь» Дениса Карро. А герой ленты Рамиля Салахутдинова борется даже не с темпом современной жизни, а с самой смертью. Ему предсказали скорую гибель, и теперь он готов вступить в схватку с фатумом.

«Меня больше всего интересовало то, как человек должен воспринимать это все, с чем он должен к этому прийти. Во всех своих фильмах я этот вопрос пытаюсь так или иначе осмыслить», – признается режиссер.

«Окно в Европу» здесь открыли еще в 1993 году. Уже тогда первые победители киносмотра, режиссеры Карен Шахназаров и Владимир Хотиненко, задали особый тон этому фестивалю. Некоммерческий и зрительский на сто процентов – так о нем говорят и сейчас.

«Мишин и Адабашьян приехали как-то ко мне со своими мыслями о кино и сказали, что кино вообще умерло. А чтобы оно возродилось, нужно в кино совсем перекрыть денежный поток», – замечает режиссер Алла Сурикова.

Впереди конкурс документальных фильмов, новинок анимации и «Выборгский счет» – победителя здесь определяют не члены жюри, а только участники и зрители. Такой демократичный подход всегда отличал  фестиваль «Окно в Европу».

Все материалы по теме>>>